Institute Ukrainiky

Main menu

Карта проїзду

 

Исповедальная (исповедная) ведомость - это поимённый реестр парафиян церкви, которые исповедовались у священника.

При составлении ведомости использовался подворовый принцин учёта. Записывались фамилия и имя парафиянина и членов его семьи с указанием возраста и сословия (крестьяне, мещане, дворяне). Если парафиянин не был на исповеди долгое время, указывались причины его отсутствия - переселение, служба в армии и т.п. 

Впервые о ведении исповедных росписей упоминается в 1697 г. Формуляр состоял из следующих граф: число (порядковый номер) домов или дворов; число (порядковый номер) людей мужского пола; женского пола; сословие или состояние; возраст; кто был у исповеди и святого причастия – «кто ж исповедался токмо, а не причащался и за каким «винословием»; кто у исповеди не был.

Если крестьянская семья была полной, то в исповедях конца XIX в. фамилия записывалась один раз для всех ее членов; у супругов указывались имя и отчество, у детей – только имя. 

Если один из супругов умер, то по отношению к оставшемуся показывалось вдовство. В росписи вносили всех детей старше года (на практике и полугода), но в графе об их исповеди священник ставил прочерк. 

Исповедную роспись подписывал настоятель храма. 

Указ Синода от 7 марта 1722 года обязывал всех прихожан "быть на исповеди и причастии , начиная с 7 лет, у своего священника ". Если прихожанин не был дома больше года, он мог исповедоваться у другого священника , там, где временно проживал, но обязательно должен был предъявить в церковь по месту проживания справку о том, что он в этот период исповедовался. 

Важность этого церковного учёта в том, что он содержал очень точные данные о численности городского и сельского православного населения , а также его социальной структуре , поскольку в исповедальных книгах за 1737 - 1842 годы представители семи основных социальных групп, не считая раскольников , записывались отдельно:

  • "духовные" - протопопы, попы, дьяки, дьячки, пономари, псаломщики;
  • "войсковые" - генералы, офицеры, рядовые солдаты, украинские казаки;
  • "приказные" - секретари, протоколисты, переводчики, канцеляристы, писари, копиисты, регистраторы;
  • "разночинцы" - приказчики, монастырские служители, наемные работники, мастеровые, кузнецы, ямщики, панские, поповские, козацкие, крестьянские слуги;
  • "дворовые" - дворня шляхетского чина и других чинов;
  • "поселяне" - крестьяне и бобыли. 

В 1843 - 1860 годах исповедальные книги фиксировали шесть становых групп, а начиная с 1861 года - пять: духовные, военные, статские, городские станы и крестьяне. 

Исповедные документы дают точные данные о численности городского и сельского населения того времени. Поскольку переписи населения в отдельных районах Российской империи (например, в Левобережной Украине) проводились нерегулярно, а их итоги зафиксированы неполно - исповедальные ведомости могут стать ценным документом при проведении генеалогических исследований.    

 

                                                                                    Источник: 1archive-online.com
  • 06
  • 09
  • 10
  • 11
  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 15
  • 07
  • 08
  • 12
  • 14
  • 15
  • 01
  • avtoportret khudozhnika
  • chi daleko do afriki
  • kholodniy dush istorii
  • mariya bashkirtseva
  • petro yatsik
  • poet iz pekla
  • prigodi kozaka mikoli
  • privatna sprava
  • ukrainski metsenati
  • 25poetiv