Сколько лет первой столице? В разговоре с преподавателем кафедры исторических дисциплин педуниверситета имени Г. Сковороды Александром Зинченко мы совершили небольшой экскурс в прошлое нашего края.

                                      

— Одно из первых упоминаний о нашем городе — донесение Селифонтова о непослушании черкас, составленное в 1657 году. Автор его сетует, что «…по чертежу чугуевского воеводы Григория Спешнева 530 сажень, а убавить, государь, того харьковского острога (речь идет о стене из вкопанных вплотную друг к другу и заостренных столбов; город или селение, защищенные подобным образом, тоже называли острогом. – Прим. ред.) нельзя, потому что все харьковские городища черкасы наставили дворами. А окромя того харьковского городища на ином месте поставить острогу негде». В этом документе впервые упоминается харьковское городище. Не означает ли это, что харьковская крепость XVII века стояла на месте более древнем?

                         

— Скорее всего, воин Селифонтов городищем назвал остатки ранее существовавшего города или укрепления. Подтверждением этой версии могут служить исторические документы того же времени, относящиеся к соседним городищам. Например, в «Челобитной салтовских черкас о постройке крепости» черкасы пишут, что, придя на берег реки Северский Донец, поселились на Салтовском городище «...что бывал каменный город на татарском броду». А в указе Алексея Михайловича есть даже указание: «построить крепость по среднему валу Салтовского городища».

                       

Кем основан Харьков

                            

— Кто и в какое время его мог построить? — На время указывают и его размеры, этническая и археологическая истории нашего края. На территории современного Харькова расположены несколько археологических памятников. Они принадлежат к различным временам. К каменному веку — стоянки в районах Основы и Северной Салтовки. Скифские памятники — в районах Циркунов, Большой Даниловки, Журавлевского моста, Холодной Горы, Основы.

                          

К раннему средневековью – Черняховской культуре – относятся находки, сделанные в центре города. (Это культура ряда славянских и готских племен.) На площади Розы Люксембург найдены поселение и могильник, а на улице Чернышевского — римские монеты. Все это говорит о том, что эта территория в III-V веке была заселена людьми. Но — черняховцы городищ не строили.

                                

В VIII-X веках здесь поселились племена славян — носители Роменской археологической культуры. Впрочем, «авторами» харьковского городища могли быть и племена, входившие в состав Хазарского каганата. (Их поселения известны на северной границе нашего города, в районе поселка Большая Даниловка, исследованы поселения этих племен в Мохначе и Водяном.) Построили харьковское городище, скорее всего, скифы, северяне или алано-болгары, жившие на этой территории во времена Хазарского каганата.

                           

— Какая из этих версий может быть наиболее достоверной?

                               

— Для ответа на этот вопрос рассмотрим размеры поселения. Согласно обмерам воеводы Григория Спешнева, они составляли 530 саженей. Для сравнения: Балаклея — 110 саженей малый город и 310 саженей укрепления большого города. Змиев – 160, Валки – 406, Чугуев – порядка 500 саженей.

                                     

— Из этого перечня видно, что по размерам сравнимы только Харьков и Чугуев, остальные меньше. Не доказывает ли это, что Харьков уже в древние времена был столичным городом?

                               

— Для такого утверждения надо иметь доказательства. В крупных городах всегда есть мощный культурный слой. Если бы на территории Харькова находилась столица или крупный торговый центр, то это отразилось бы на культурном слое. А в нашем городе он беден. Правда, на территории Харькова масштабные археологические исследования не проводились, но все равно — было бы много случайных находок. Их по сравнению с другими городами очень мало. Так что скорее всего о «столичности» древнего Харькова можно забыть.

                               

— Чем можно объяснить бедность культурного слоя?

                                

— Версией, что городище принадлежало к Салтово-Маяцкой культуре. Очень часто племена, относящиеся к этой культуре, свои городища не застраивали, а использовали их как убежища, поэтому и культурный слой беден. Однако поселение на Харьковской горе могло быть и славянским. Это племя, наоборот, жило в городских стенах (в этом, собственно, и проявляется различие культур). Будь это так, даже при бедном культурном слое встречались бы находки, связанные с жизнью этих племен. Мне же известна только одна находка: по словам харьковского археолога Валерия Скирды, в 50-е годы прошлого века в районе улицы Квитки-Основьяненко были обнаружены остатки славянской керамики.

                           

Салтовцы часто использовали скифские укрепления для строительства собственных, создавали много линий обороны. (И на одной из них могло быть построено укрепление уже нового времени.) Большие городища часто строились именно в те времена. Менее вероятно славянское происхождение древнего Харькова, хотя этого тоже нельзя исключать. Чтобы точно ответить на этот вопрос, необходимы археологические раскопки.

                        

Загадка размеров

                         

— Но чтобы проводить раскопки, надо точно определить, где именно находились укрепления. Ведь в различных исторических документах указаны разные данные.

                               

— К сожалению, топографической привязкой на местности никто из историков не занимался. Я попытался восполнить этот пробел, взял одно из первых описаний города 1663 года и сравнил с планом XVIII века. Они имеют различия в несколько саженей.

                                

Старая крепость состояла из девяти башен и хорошо укрепленных Лопанских ворот, поэтому их тоже можно считать башней. Ворота находились в конце современного спуска Халтурина. На месте этого спуска в древности была дождевая промоина. Благодаря этому мы можем совместить планы города разных годов. Кроме того, в описаниях Харькова 1663-1667 годов указано расстояние между крепостными башнями. Так, от Чугуевской до Наугольной было 57 саженей. Позднее это расстояние сократилось до 50 саженей.

                              

— Как такое может быть?

                                

— Возможно, расширили ворота или перестроили этот участок, но нельзя исключать и ошибки переписчика. Когда в XVII веке на эти земли пришли казаки, то для ускорения процесса строительства они использовали средневековые валы и рвы. Так было и в Чугуеве, когда на старых валах времен Салтово-Маяцкой культуры в 1639 году построили крепость. Скорее всего, подобная ситуация была и в Харькове, где «острог ставили» по старому валу. Вторая причина может быть в том, что в описании не учтены так называемые башенные места, то есть размер самой башни. Если сравнивать с башней, раскопанной в Чугуеве, а она была около двух саженей шириной, то размеры на планах почти совпадают.

                      

На сколько лет Харьков старше?

                     

— Но городище, как я понял, скорее всего, было. Если это так, то сколько лет можно прибавить Харькову?

                               

— Это провокационный вопрос. Смотря какой методикой при этом пользоваться. В Европе распространены две точки зрения. Первая – возраст города равен тому времени, что поселение постоянно и беспрерывно существует на одном месте, вторая – в качестве точки отсчета берут сам факт основания первого поселения на городском детинце. Какой из них придерживаться — дело городской общины. Известны примеры таких городов, как Москва, Киев и Полтава. Городские власти неоднократно переносили, «удревняли» даты основания этих городов. Наоборот, если взять город Рим, датой основания которого считается 753 год до нашей эры, то археологически этот город намного старше.

                             

Если харьковское городище основано во времена заселения славянами (IX-X век), то нашему городу около 1 100 лет. Если говорить о Салтовском времени, то необходимо добавить еще лет 200. Получается 1200-1300 лет. Если говорить о городище как о своеобразном строительном фундаменте, созданном в скифское время, то выходит, что первое поселение на Харьковской горе возникло около 2 500 лет назад. Все зависит от городской громады: как она решит, так и будет. Но в любом случае необходимы серьезные археологические исследования.

                              

                                 

Александр КЛЮЧКО