Institute Ukrainiky

Main menu

Карта проїзду

 

«…. один век сменяет другой, третий и в наследство оставляет людей – носителей культуры, умений и навыков работы на земле предков. Жизнь в деревне находится в полной зависимости от форм государственного устройства, от войн и мирного времени, от действий местного правления.

Наши деды и отцы жили в периоды расцвета и упадка духовной культуры и материального благополучия. Сохранили и передали потомкам не только памятники деревянной архитектуры, но и описания жизнедеятельности в окрестностях Красных Гор. В фотографиях своих прадедов мы узнаём свои черты лица, улыбки.Восхищаемся, плачем и удивляемся, читая воспоминания об их жизни в 19-ом веке. Из века в век, из рода в род передаются с кровью и фамилией жизнеописания прадедов, дедов и отцов – всё, что дошло до наших дней, что имеем в своей памяти и что передадим своим детям, живущим на родине предков….»

Старожилы в своих воспоминаниях пишут, что сухопутные дороги были слабо развиты. Одна сухопутная дорога называлась Большая дорога, которая шла вдоль реки Луги, продолжалась по деревне Волок и далее вдоль по реке Саба .

Улицы деревень были выложены булыжником. В Сосновом бору на местном кладбище уже несколько веков находят последний приют жители окрестных деревень. Его здесь называют Новым. Старинный погост находится на берегу Красногорского озера. Там находили монеты времен императрицы Екатерины Второй. При погосте стояла с давних времен церковь во имя Великомученника Димитрия.

В ней крестили детей и совершались Православные обряды. Со временем церковь пришла в ветхость и была заменена.

До сих пор передаются устные рассказы о том, как Красногорские крестьяне ещё задолго до отмены крепостного права получили волю, землю и леса в свое пользование. Помещица Екатерина Скобельцына была похоронена перед алтарем Храма в Красных Горах. Долгое время благодарные потомки тех крестьян праздновали ее день рождения. После получения вольной пошли развиваться и крепнуть роды деревенских жителей: Лосевых, Коротковых, Власовых, Гусевых, Любимовых, Трипольских, Тихомировых, Родионовых, Макаровых, Демидовых, Харламовых, Дадовых и многих других. В деревне жил купец Иван Спиридонович Ефимов и служил церковным старостой.

Крепко и надежно жили деревенские жители в 19 веке и имели большие семьи. В основном занимались крестьянским трудом. Дома старинные стоят до сих пор и продолжается в них жизнь потомков.

«Мужики измеряют мерой площади на общее число душ, потом делают жеребьевку по хозяйствам, какой порядковый номер, кто вытянет. Потом в порядке номеров, у кого сколько душевых наделов, отмеряется столько мер и ставится заметка. Прежде чем косить свою полосу, с одного конца на другой проходят по траве брод, волоча ноги. Получается прямая тропа шириной двух ног. Брать косой можно только полброда. Такой раздел происходит по каждой площади. Начинают выкашивать свои полосы под вечер или рано утром по росе по всей площади, разбираясь с соседями, чтобы не выкосить чужую. Дружно, весело идёт работа, особенно у кого есть много косарей.» (В.Савельев - дневники отца).

«..Оказалось, что многие в деревне нуждаются в кирпиче и на паях, сколько кому надо, решили найти мастеров кирпичного производства, чтобы выработали обожженного кирпича. Нашлись приезжие. Место в лесу, недалеко у деревни, у ручейка, с хорошей глиной, где и раньше вырабатывался он – сохранилось. В разгар весны закипела работа. Возобновили навесы для сушки сырца, столы для формовки, оборудовали хороший шалаш для жилья и отдыха. Началась формовка в раздвижных формах и раскладка сырца для просушки. Требуется простое оборудование для дела, дознание свойства глины с песком для кирпича и быстрые руки. Кирпич-сырец делали и сами в деревнях, но он годился не везде, нужен был и закаленный жаром. Быстро росли большие ряды сырца и подсыхали на теплом ветру солнцем. На ровной, утрамбованной площадке из сырца стали укладывать ряды длинных как бы печей с промежутками вверх, дополняли новым сыротоком, приноравливаясь к счёту заказанного с некоторым излишком. Печи-щели хорошо продуваются сквозняком, рядом с «заводом» растет смешанный лес и есть сухостой, все это топливо – дрова для обжига кирпича этой огромной печи. Заготавливаются небольшой длины кряжи. В низ печей с обоих концов закладывается «загнето» из сухостоя, на неё расколотые дрова и сверху «кругляк». Всё поджигается и пламя огня с дымом начинает гулять во всей огромной печи. Происходит медленное нагревание кирпичей, поддерживаемое загрузкой топлива длительное время, пока не прокалятся от большого жара и не будут готовы. Мастера наблюдают, чтобы не перекалить кирпича, не получилось железняка перекоробленного. Печи гаснут и кирпич медленно несколько дней остывает. Пока шло производство кирпича, кто-нибудь из мужиков приходил посмотреть как идут дела, но а мальчишки часто бегали посмотреть на диковинное дело, и кто-нибудь из мастеров лепил им из глины игрушки и на солнце сушил. Окончательно остывший кирпич разбирают и складывают по сортам. Потом зовут мужиков-заказчиков показать результаты труда и получить окончательный расчет за вычетом того, что было получено ранее.» (В.Савельев -дневники отца).

В 1913 году в деревне появилась почта и телеграф. В районе Красных Гор производились топографические работы. Название точек, где стояли топографические знаки – «маяки», до наших дней используют жители при обозначения местности.

Жизнь в деревнях во время первой Мировой войны замерла. Многие молодые мужчины были мобилизованы. Появились трудности и в крестьянской жизни и в ремесленном деле. На фронте первой Мировой войны, в Галиции, геройски погиб брат священника Михаил Тихомиров. Останки его были привезены в Красные Горы и захоронены у церкви. В последний путь проводить его пришли все жители села.

Гражданская война тоже не прошла незамеченной. Фронт остановился как раз рядом с деревней Красные Горы. И деревня переходила из рук в руки, то к «белым», то к «красным» несколько раз. По наши дни находят стрелянные пулеметные гильзы тех времен.

Уже несколько десятилетий в деревне Красные Горы закрыты: школа, больница, амбулатория, фельдшерский пункт. Канул в историю Красногорский сельсовет, ликвидировано отделение совхоза «Коммунар». Еле теплится библиотека в разрушающемся помещении клуба.

Чтобы сохранить то, что ещё осталось в традициях жизнедеятельности крестьянских родов, можно использовать духовный и творческий потенциал жителей деревень. Но для этого необходимо оказать внимание всем живущим поколениям людей на этой земле, достойной истории России.

Храм «Знамение» в дер.Красные Горы

Старинный погост находился на берегу Красногорского озера. Там находили монеты, времен императрицы Екатерины Второй. При погосте стояла с давних времен церковь во имя Великомученника Димитрия. В ней крестили детей и совершались Православные обряды. Со временем церковь пришла в ветхость и была заменена.

24 февраля 1784 года получено благославение Митрополита Велико-Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила о постройке деревянной церкви «Знамение» Пресвятой Богородицы, взамен ветхой Дмитриевской церкви. Здание церкви построено на средства и попечением помещика Семена Скобельцына и освящено 22 сентября 1789 года Лужским протоиереем Филиппом Александровым и священником Евфимием Автономовым. Антиминс Знаменского алтаря был освящен Митрополитом Никонором. . Род Скобельциных - дворянский род, восходящий к началу XVI века, внесенный в VI, II и III части родословных книг Казанской, Курской,Санкт-Петербургской, Тамбовской и Тульской губерний, герб помещен во 2 части "Общего гербовника Дворянских родов Российской Империи существовал уже в XVI веке: Иван Скобельцын жил в конце XVI столетия. Василий Иванович - дворянин московский, жил у стола государева . Петр Васильевич - окладчик Шелонской пятины (1655г.), ему пожаловано в вотчину поместье нынешнего Лужского уезда (31 марта 1680 г.). Трофим Петрович лейб-гварди капитан-поручик. Иоаким (Аким) Трофимович, комиссар канцелярии от строений (1740 г). Семен Иоакимович, подпрапорщик (1753 г.). Николай Семенович, премьер-майор, Лужский помещик (1760 -1830 гг.). Владимир Николаевич, поручик, лужский помещик, (1810-1863 гг.)». (Руммель и Голубцов, Родословная сборник русских дворянских фамилий. СПб, 1886-1888 гг.).

В Красных Горах, Ветчинах, Полях, Шипине и Сабце были купцы и мещане. Из крестьян одни принадлежали к ораниенбаумскому дворцовому правлению, другие были крестьяне помещиков: Мухортова, Затолокина, Веймарна, ФонРау, Шульгиной, Скобельцына, Мавриной, Дашковой и Лихонина. Кроме землепашества крестьяне занимались заготовкой леса, дров и досок.



Церковь имела во владении: земли усадебной – 4 десятины; пахатной – 22 десятины; сенокосной – 1,670 сажень; лесной – около 24 десятин. Приход составляли следующие деревни : Красные Горы – 17 дворов; Волок – 26 дворов; Заозерье – 31 двор; Ветчины – 20 дворов; Ситенка – 34 двора; Поля – 11 дворов; Захонье – 18 дворов; Любочажа – 10 дворов; Клескуши – 23 двора; Накла – 16 дворов; Вяза – 11 дворов; Бежаны – 15 дворов; Замостье – 9 дворов; Шаломна – 6 дворов; Черенское – 1 двор; Бельско – 2 двора; Брея – 11 дворов; Старицы – 22 двора; Муравейно – 1 двор; Кемка – 8 дворов; Сабец – 10 дворов. Всех прихожан по клирным ведомостям 1883 года было: мужского пола – 1.054 человек, женского – 1.112 человек.



Сельские праздники были следующие: в Красных Горах и Волоке праздновали Знамению и Дмитрию Солунскому; в Заозерье – Рождеству Богородицы и Воздвижению; в Ветчинах – Преображению и Петру и Павлу; в Сабо, Полях, Каменке, Шаломне и Черенско, также в Заханье, Замостье, Бреях, Любочажах – Фролу и Лавру; в Клескушах – Св.Троице; в Ситенке, Накле и Вязе – Покрову и Илие Пророку; в Муравейне – михаилу Архангелу; в Кемке и Сабце – Николаю Чудотворцу; в Бежанах – Воздвижению и Николаю Чудотворцу. Кроме того, в Красных Горах и Ветчинах постятся с праздником Покрова в память бывшего когда-то падежа скота.

Притч Храма состоял из священника, дьячка и пономаря. Их прежних священников известны, кроме Е.Автономова, Василий Бельский (+1835), Иоанн Щеглов, переведенный в 1863 году в Торошковичи-Синявины; Мокий Шугозерский, переведенный в 1854 году во Вшели; Григорий Гуляев, умерший в 1863 году; Иоанн Китаев, определенный в 1864 году и в 1870 году за болезнью вышедший в отставку; Феодор Петров, переведенный в село Верхутино; Алексей Медведский, вышедший в 1883 году в отставку.

До штатов притч содержался землею, ругою и платою за требы. Ругу получал священник в количестве меры хлеба, где родилось дитя и священник приезжал на своей лошади крестить его. Денежного дохода получалось священником до 300 рублей ассигнациями. С 1843 года притч был отнесен к 4 классу и получалось, за вычетом 2 копеек в пенсионный капитал – 333 руб.20 копеек. Доходов получалось до 200 руб в год, из них до 50 руб тратилось на разъезды по приходу. В 1877 году по духовному завещанию отставного гвардии поручика Петра Скобельцына поступило 1.200 рублей в пользу Храма и 500 рублей в пользу притча. Притч помещался в домах, перешедших по наследству от предшественников. Дом просвирни переделан за 25 рублей из ледника, купленного за 15 рублей у купца Комарова. Дом для священника куплен в 1877 году за 350 рублей.



20 июня 1910 года производилась страховая оценка Знаменской церкви в селе Красные Горы 4-го благочинного округа Лужского уезда С-Петербургской епархии. При осмотре оказалось, что : Знаменская церковь – деревянная на каменном фундаменте, снаружи обшита тесом и покрашена масляною краской, внутри оштукатурена; покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою. Длина церкви, считая и колокольню – 11 сажень., наибольшая ширина 3 сажени., высота до верха карниза 2 сажени., на церкви имеется одна большая главка над срединой церкви и две малые над притвором., больших окон 10 штук., малых верхних 5 штук., дверей внутренних – 5 штук, наружных 2 штуки; иконостас длиною 3 сажени, высотою 2 сажени(оценен в 680 рублей). Церковь отапливается двумя железными круглыми печами. Колокольня в один ярус, высотою до верха карниза – 6 сажен 1 аршин. Церковь оценена вместе с иконостасом и колокольней в 8600 рублей. Годичный страховой взнос назначен в сумме 22 руб36 копеек. Оценку составлял благочинный 4-го Лужского округа священник Николай Тихомиров»(РГИА фонд 799 оп.33 дело 1369 лист 14).

В конце 19 века в храме служил священник Владимир Тихомиров старший. В 1913 году он вышел на пенсию, а службу продолжал его сын – священник Владимир Тихомиров до 1936 года. Тихомиров Владимир был в 1937 году репрессирован и 4 апреля 1938 года расстрелян в г.Бийске Алтайского края. Церковь была закрыта; колокольня и главный купол разрушены; иконы и церковная утварь уничтожены. До Великой Отечественной Войны и после неё здание использовалось как школьное помещение, а во время фашистской оккупации – как казарма для немецких солдат. После закрытия школы – использовалось для размещения шефов совхоза, а затем пустовало в разрушенном состоянии до 2004 года.



Земская школа в Красных Горах открылась в 1864 году, но не имела своего помещения и занимала свободную деревенскую избу. 13 февраля 1906 года С-Петербургский Епархиальный училищный совет опубликовал следующий документ: При Красногорской Знаменской церкви Лужского уезда, имеется капитал в количестве 2000 рублей, пожертвованный несколько лет тому назад ныне умершим купцом Андреем Кудряшевым на постройку при названной церкви церковно-приходской школы. До настоящего времени не представлялось возможным приступить к исполнению воли жертвователя, так как в селе Красные Горы имелась уже школа Земская. С осени 1905 года Земская школа(благодаря предупредительности со стороны г.инспектора народных училищ Ф.Ф. чудинова и других прикосновенных лиц) переведена в другое место, а в красных Горах Епархиальным Училищным Советом открыта школа церковно-приходская. Вместе с тем Уездное Отделение озаботилось составлением плана и сметы на постройку здания красногорской церковно-приходской школы, с приютом для учеников из дальних селений. Имеется ввиду, что 1)Красногорская школа должна обслуживать село Красные Горы, соседние деревни Заозерье и Волок, всего с 112 дворами, и, кроме этого, деревни Поля и Сабцы с 27 дворами, отстающих от села Красных Гор на расстоянии 10-15 верст;2)что для школьников из этих двух селений необходим приют при школе;3)что при населении в этих деревнях в 863 человека обоего пола, количество детей школьного возраста должно быть не менее 80 человек,4)что при полном комплекте учащихся необходимо иметь в школе двух учителей – Отделение остановило свой выбор на проекте одноклассных двухдневных церковно-приходских школ профессора архитектуры А.Н.Померанцева, который и был избран для постройки. По рассмотрению этого проекта в заседании Лужского уездного отделения и по одобрению его к представлению на благоусмотрение Епархиального Училищного Совета, была составлена смета художником-архитектором Н.П.Козловым, которая составила суму в 6102руб.б84 копейки(..из Прошения в Святейший Синод) (РГИА фонд803 оп.7 дело 792 лист1)



20 июня 1910 года проводилась страховая оценка здания церковно-приходской школы в селе Красные Горы. При осмотре оказалось, что: здание церковно-приходской школы – двухэтажный деревянный дом; нижний этаж длиною 8 сажень, шириною 7 сажень, высотою 4 1\2 аршин; здание покрыто железом окрашенным красною масляною краскою; всех окон – 24 штуки, с двойными рамами; дверей двухстворчатых 5 штук, одностворчатых 8 штук; печей: русская-1, голландских – 2, круглых железных – 3, плиты – 2. Дом построен в 1907 году и оценен в 4600 рублей. Годичный страховой взнос назначен в сумме 21 руб 16 копеек. Оценку составлял благочинный 4-го Лужского округа священник Николай Тихомиров. (РГИА фонд 799 оп.33 дело 1369 лист 14).

По материалам сайта: http://znamenie1.narod.ru/romance.html

  • 06
  • 09
  • 10
  • 11
  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 15
  • 07
  • 08
  • 12
  • 14
  • 15
  • 01
  • avtoportret khudozhnika
  • chi daleko do afriki
  • kholodniy dush istorii
  • mariya bashkirtseva
  • petro yatsik
  • poet iz pekla
  • prigodi kozaka mikoli
  • privatna sprava
  • ukrainski metsenati
  • 25poetiv