Інститут Україніки

Головне меню

Карта проїзду

 

Особенный взаимный интерес развития фотографической жизни в Литве и Украине поощряется уже десяток лет знакомством авторов Днепропетровского фотоклуба «Днепр» и Каунасского отделения Общества Фотоискусства Литовской ССР.

Примечательно, что в 1982 году между упомянутыми организациями был подписан договор о творческом сотрудничестве, который освежил давнюю дружбу, поднял ее на уровень более эффективной деятельности.

Для фотографически высокоразвитой общественности Каунаса надолго запомнились фотовыставки из города братской республики – коллективная клуба «Днепр», персональные – Семена Просяка, Марка Розова. Проведение этих выставок в Литовской ССР стало явлениями, оставившими памятный след в культурной жизни республики.

Особой выставкой является ныне экспонируемая в галерее Фотографий Каунаса коллекция фотографий председателя фотоклуба «Днепр» Марлена Матуса под названием «Страницы старого альбома». Дело в том, что эти «Страницы старого альбома» ошеломляют знатоков и широкого зрителя... новизной виденья и новизной преподношения обозрению. Образы, запечатленные в этих снимках, настолько непосредственны, жизненны и национальны, что порождают в сердцах литовских зрителей поток ассоциаций уносящих далеко от истоков. Фотография может повлиять очень сильно, возбудить даже уставших от технической деятельности людей. На этот раз мы имеем такой случай – «Страницы» Марлена Матуса действуют, помогают воспитывать ассоциативный контакт с жизнью, потерявшим его.

В чем тайна такого действия «Страниц» Марлена?! Об этом много и откровенно говорилось на обсуждении выставки членами Общества Фотоискусства ЛССР, представителями общественности Каунаса. Первостепенное значение имеет фотографическая даровитость автора, что проявилась уже в юные годы, – ведь фотографии были сняты, несмотря на трудное детство, Марленом – учеником 4-10 классов в 1951-1958 годах. Конечно, равноважное значение имеет и осмысление их для выставочного показа Марленом теперь, уже зрелым автором и человеком. Важное значение туту имеет педагогическое и художественное дарование автора. Но главное, естественно, снимки – в них самая настоящая, самая обыкновенная жизнь, они плывут во времени и волнующее время всплывает из них. Широта, серьезность, наивность детского виденья бессознательно захватывают нас. Пленяют ритмы света, теней, взглядов и лиц, возможно давно ушедших из жизни людей, которые, однако, любили, работали, горевали, радовались, воевали и хлеб насущный растили во имя жизни и мира на земле. От них эту эстафету жизни приняли дети, внуки, приняли мы с Вами, и передадим следующим поколениям. Все это и еще больше затаено художественным подходом в «Страницах» и в этом сила!

Успех выставки Марлена Матуса таится также в глубокой жизненности и человечности мышления автора, в связи его творчества с лучшими реалистическими традициями русской и мировой исторической фотографии, что вместе с чертами национального творчества обуславливает и национальное значение фотографий «Страницы старого альбома» Марлена Матуса.

1984год

АЛЬВИДАС ВАЙТКЯВИЧЮС

член Общества фотоискусства ЛССР,

член правления Каунасского отдела ОФИ

233000, Каунас, Монтвипос 51.

No images found.
  • 06
  • 09
  • 10
  • 11
  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 15
  • 07
  • 08
  • 12
  • 14
  • 15
  • 01
  • avtoportret khudozhnika
  • chi daleko do afriki
  • kholodniy dush istorii
  • mariya bashkirtseva
  • petro yatsik
  • poet iz pekla
  • prigodi kozaka mikoli
  • privatna sprava
  • ukrainski metsenati
  • 25poetiv

Хто зараз на сайті

На сайті 68 гостей та відсутні користувачі

Відкритий лист