Інститут Україніки

Головне меню

Карта проїзду

 

«Если это должно пережить меня,
как на то надеется и желает душа моя,
наверное лучшее время грядет,
сон забвения не продлиться вечно.
После того, как рассеется тьма,
наши внуки смогут войти
в чистую радость прошлого».
Франческо Петрарка

 

Автор исследования - Елена Кулешова, 12 лет проживает в Италии.Училась на факультете психологии и социальной педагогики Запорожского  гос.университета, закончила  факультет живописи Академии искусств в  г. Мачерата, Италия.

Моё исследование жизни предков, старины родилось благодаря случайным событиям. Я нашла у бабушки в шкафу завернутые в старую газету потускневшие фотографии людей в старинных платьях, в военной форме царских времен. Это было потрясением для моей детской впечатлительности. Я попросила бабушку рассказать, кто запечатлен на этих фотографиях и она с мечтательной ностальгией начала свой рассказ... С тех пор почти каждый день после школы я спешила к бабушке и  просила рассказать её о моих предках. Мы брали фотографии, садились в садике и погружались в старину, в былые прожитые дни жизни моих предков.

Слово "дореволюционное" казалось мне, пионерке, каким-то магическим ! Оно ассоциировалось с длинными старинными платьями, изящными дамскими шляпками, балами, саблями, патефонами, пансионами для благородных девиц, всем тем, что безвозвратно ушло и оттого казалось пленительным и прекрасным.

Я завела тетрадку, в которую записала, кто есть кто на каждой фотографии. Это был 1990 год и про некоторых людей на старинных фотографий бабушка говорила, что они еще живы. По моей просьбе мы стали ездить по родственникам и моя тетрадь с рассказами стала пополняться, точно также как стала пополняться коллекция старинных семейных фотографий, которые добрые родственники мне с радостью дарили.

Еще одно случайное событие, которое оставило у меня огромное впечатление. Мама, возвращаясь из поездки, нашла забытую на столике купе книжку с рассказом писателя-фантаста Клиффорда Саймака "Через речку, через лес". В нем говорилось о том, как прапраправнуки из будущего были отправлены к предкам в прошлое "переждать опасные времена". Каждая строчка этого рассказа очаровывала раздумьями о связи поколений. Фраза, которая звучит до сих пор в моем сердце, принадлежит прародительнице, случайно узнавшей, кем являются ее гости: " ...Кровь от моей крови , а сколько веков нас разделяет". Эта казалось бы, ничего не значащая фраза, окончательно углубила во мне любовь к корням, к истории моей семьи, жизни моих предков. Эта потрепанная книжечка до сих пор хранится у меня, как талисман.

Прошло 18 лет и работа близится к завершению.Собран огромный материал, уникальный фотоархив, которому может позавидовать любой историк.

Я благодарна архивам и моим самоотверженным помощникам.

Моя мечта - издать книгу-семейную хронику моих предков, красочный иллюстрированный фотоальбом-исследование, именно такой я вижу эту книгу.

СЕМЬЯ ПАРУБЕЦ

Первым из переселенцев в село Семеновку Екатеринославской губернии (сейчас это Томаковский район  Днепропетровской области) был мой прапрапрапрадед (прапрадед моей бабушки Галины), ДМИТРИЙ  ПАРУБЕЦ, 1811 года рождения.

Феодосий Макаревский писал об образовании слободы Томаковки:

Слобода Томаковка, при реке того же имени, многолюдная, с населением довольно состоятельным и зажиточным, с двумя приходскими церквами, находится Екатеринославскаго уезда в 3-м благочинническом округе.

Местность нынешней слободы Томаковки - древнейшее, старожитное запорожское займище. В 1740 году здесь поселены были на оседлость, на постоянное жительство, люди малороссийской нации, - семейства тех служилых, которые, по распоряжению Правительства, работали и трудились на Хортицкой верфи и при Хортицкой таможне; в 1745 году в займище Томаковке от усердия жителей поставлена была часовня для общих молитвословий и при часовне жил иеромонах Самарскаго монастыря. По открытии, в 1764 году, Новороссийской губернии, число жителей в Томаковке увеличилось; в 1777 году, по распоряжению Новороссийской губернской Канцелярии, Томаковка предназначена быть государственною воинскою слободою: а в 1789 году, когда Верхняя Хортица предоставлена была во владение колонистов-шведов, все жители из Верхней Хортицы, обращенные, по желанию Потемкина, в казенных крестьян, переведены были на оседлое, на постоянное жительство в государственную воинскую слободу Томаковку.

В начале XVIII века Дмитрий  Парубец переселился из Прибалтики,  из-под Вильнюса (наши дальние родственники живут там до сих пор), поменяв  прибалтийскую фамилию Парубэс на украинский вариант - Парубец. Род Парубцов в Семеновке считался зажиточным, почетным и уважаемым, имел землю,  его сыновья считались хорошой и почетной партией для замужества.

У Дмитрия Парубца  родилось двое сыновей: Марк 1841 года рождения и Евдоким (1848 -13.11.1918), мой прапрапрадед.

В 1866 году  Марк Парубец женится на односельчанке Татиане,1845 г.р.

У них рождается 7 детей:

•1.     Алексей, 1847г.р.

•2.     Кирилл, 1869 г.р.

•3.     Дарья,1870 г.р.

•4.     Федор, 1873 г.р.

•5.     Феодора, 1878 г.р.

•6.     Михаил, 1882 г.р.

•7.     Анастасия, 1885 г.р.

А в 1870 году женится Евдоким, брат Марка, на Татиане Авксентьевне, 1853 года рождения.

У них рождаются  дети:

•1.           Григорий (1872 - ......),

•2.           Зиновий (1874 -  ......),

•3.           МОИСЕЙ (1876 г. - октябрь 1946 г. ), МОЙ ПРАПРАДЕД,

•4.           Киприян ( 1878 - ......),

•5.           Анна (22.07.1880 - 31.10.1883, от дифтерии),

•6.           Феодосия (23.05.1882 - 8.01.1883, «от сухотки»),

•7.           Василий Евдокимович Парубец ( 11.04.1884 - ......),

•8.           Семен Евдокимович Парубец (15.04.1886 - 28.12.1920, от тифа),

•9.           Анна (8.07.1888 - 31.07.1888, «от завалов»),

•10.      Наталья (10.09.1889 - ......),

•11.      Варвара (1894 - ......).

Все дети Евдокима, по семейным воспоминаниям, отличались внешней красотой.

                                     

                              

con-783-1.jpg
Украинское село, середина XIX века.

con-783-2.jpg
Фото 1912-13 годов. Справо налево:

Варвара Евдокимовна Бузницкая (дев. Парубец), сестра прапрадеда Моисея,

Дарья Прокофьевна Парубец - жена «Симеона» Евдокимовича Парубца, брата прапрадеда Моисея

Параска Моисеевна Парубец (в замужестве - Стукало), дочь прапрадеда Моисея Евдокимовича Парубца, сестра прадеда Николая.

                     

con-783-3.jpg
Фото 1910-12 годов. Справо налево:

Варвара Евдокимовна Бузницкая (дев. Парубец), сестра прапрадеда Моисея,

Сидит: мама Василия Савельевича Туриченко (мужа Марфы Яковлевны Капто).

          

      

con-783-4.jpg
Фото 1914-15 годов: сидят: Моисей Евдокимович Парубец (1876-1946) и Елена Никитова Парубец (дев. Омельницкая) 1878- 1945 июнь), у нее на руках дочь Галя.

Стоят их дети: слева  Параска, посередине Григорий и  справа мальчик, мой прадед Николай Моисеевич Парубец.

СЕМЬЯ ОМЕЛЬНИЦКИХ

      Происхождение фамилии Омельницких, вероятно, происходит от реки Омельник, приток Днепра или от одноименного названия слобод Верхнеднепровского уезда Екатеринославской  губернии и Кременчугского уезда Полтавской губернии, на реке Псёл.  Феодосий Макаревский  в в своих  «Материалах для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии» называет её  Омельницкой слободой. Также известна  Омельницкие  сотни Чигиринского и Миргородского полков.  В истории Полтавы середины XVII века значится полковник Сава Омельницкий, стоявший во главе полковой администрации, которая  осуществляла высшую административную, военную и судебную власть на территории полка.

 Вот что писал о слободе Омельник Феодосий Макаревский:

«Омельникъ, нынѣ Лиховка/при рѣкѣ Омельникѣ, слобода многолюдная, промышленная и торговая, съ населеніемъ зажиточнымъ и состоятельнымъ, при двухштатномъ церковномъ причтѣ, находится нынѣ Верхнеднѣпровскаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ.

Омельникъ-одно изъ старожитныхъ, изъ древнѣйшихъ запорожскихъ поселеній. На р. Омельникѣ и въ околичностяхъ ея, какъ на мѣстности богатой, плодородной и живописной, около 1740 г., многіе изъ лучшихъ запорожцевъ, войсковые старшины и асаулы, имѣли свои кутки,-зимовники, хутора со множествомъ землянокъ и мазанокъ и съ нѣсколькими десятками родныхъ и знакомыхъ, наймитовъ, хлощевъ и мальцевъ. Въ началѣ 1750 года, увлекаясь выгодами и удобствами мѣстности, сюда перешло из-подъ Полтавскаго Омельника и Кобелякъ нѣсколько душъ семейнаго и осѣдлаго народа; вскорѣ за тѣмъ образовалась здѣсь цѣлая, довольно многолюдная слобода. По презенту Кобелякской протопопіи, преосвященный Тимофей Щербацкій, митрополитъ Кіевскій, опредѣлилъ въ Омельницкую слободу священника Павла Писаревскаго, для преподаянія слобожанамъ христіанскимъ требъ. Въ это время Правительство наше обратило уже вниманіе на широкія и привольныя, богатыя и плодородныя, роскошныя и живописныя степи запорожскаго казачества и всѣми мѣрами старалось заселить ихъ народомъ семейнымъ и осѣдлымъ. Священникъ Писаревскій раныие другихъ понялъ виды Правительства и вызвался быть осадчимъ слободы Омельницкой. Въ качествѣ осадчаго, онъ скоро заселилъ свою слободу народомъ семейнымъ и осѣдлымъ; въ концѣ 1753 года получилъ отъ казны въ пособіе 200 руб. денегъ; въ началѣ 1754 года съ благословенія Кіевскаго митрополита Тимофея Щербацкаго приступилъ къ постройкѣ въ слободѣ церкви, объявивъ себя главнымъ вкладчикомъ и фундаторомъ, старателемъ и попечителемъ по устройству ея; 12-го октября того же 1754 года священникъ Писаревскій, по благословительной грамотѣ преосвященнаго Тимофея Щербацкаго, на готовомъ освященномъ антиминсѣ, освятилъ новоустроенную въ слободѣ Омельницкой Свято-Троицкую церковь, къ сердечной радости слобожанъ, открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе и тѣмъ положилъ прочное начало и твердое основаніе нынѣшней многолюдной слободѣ Лиховкѣ.

По открытіи Новороссійской губерніи слобода Омельницкая объявлена государственною слободою и вошла въ составъ Елисаветградской провинціи первоначально подъ именемъ 4-й роты Елисаветградскаго пикинернаго полка, потомъ подъ именемъ 6-й роты; а по основаніи новыхъ слободъ, около 1772 года, переименована была въ 12-ю роту того же полка. Въ епархіальномъ отношеніи Омельницкая слобода состояла, въ это время, Переяславской епархіи въ вѣдомтсвѣ Днѣпрово-Камянской Намѣстніи. Въ началѣ 1774 года въ Омельникѣ показано приходскихъ дворовъ 102.

...Около 1780 года приходъ государственной Омельницкой слободы чрезвычайно разширился; число жителей ея учетверилось: какъ въ богатую и благоустроенную слободу, сюда явилось множество пришельцовъ, людей вольныхъ и свободныхъ, выходцевъ частію изъ Малороссіи, а преимущественно изъ Польши..»

Из села Семеновки была родом Елена Никитовна Омельницкая, в которую влюбился Моисей Парубец. Но ее семья была происхождением из обедневших середняков польского происхождения и считалась «непочетной, с отцом - пьянчужкой», и Евдоким с женой не давали согласия на этот неравный брак. Они тайно встречаются  и вскоре Елена узнала,  что  она беременна. Какой это был позор!! Родители Моисея даже в этой ситуации остаются противниками брака. Все 9 месяцев Елена не выходит из дома, чтобы не сталкиваться с осуждением людей. Моисей обещает найти выход из положения и дает слово, что сделает все, чтобы они все-таки поженились. 5 октября 1899 года у Елены рождается дочь, которую она называет в честь своей матери - Параскева. 

Девочка была слаба и на следующий день, на всякий случай, её  решили покрестить. 6 октября состоялось крещение, а через месяц, 10 ноября 1899 года, Елена и Моисей поженились.

Запись о рождении Параскевы 

в метрической книге села Семёновки.

 На свадьбу им  подарили медный самовар, который  теперь хранится у меня. Так поженились мои прапрабабушка и прапрадедушка.

13 ноября 1918 года умирает Евдоким Парубец, в окружении детей и внуков, подняв тост о том «что жизнь удалась, детей вырастил, внуков дождался теперь и умирать можно спокойно», осушил рюмку до дна, упал и умер! Т.е. смерть наступила от сердечного приступа, но как это необычно получилось.  Его жена Татьяна умерла на два года раньше мужа.

Первые, упоминаемые в архивах мои предки - это АВЕРКИЙ ХАРИТОНОВИЧ ОМЕЛЬНИЦКИЙ (1804-15.08.1886) и его жена АГАФЬЯ ОМЕЛЬНИЦКАЯ (1807 -....). Это мои прапрапрапрадед и прапрапрапрабабушка. Одного из из их сыновей звали Никита. В 1871 году он женился на односельчанке Параскеве.

НИКИТА АВЕРКИЕВ ОМЕЛЬНИЦКИЙ, мой прапрапрадед и ПАРАСКЕВА ИУЛИАНОВНА «ФЕОФИЛАКТОВА» ОМЕЛЬНИЦКАЯ - моя прапрапрабабушка       

( 1849 - 1.01.1920, от старости).

Их дети:

•1.           Деомид Никитов  Омельницкий (1872 - 1946 ),

•2.           Евдокия Никитова ..... (дев.Омельницкая) ( 1873 - 1940, сердце),

•3.           Иосиф Никитов  Омельницкий ( 1874 - ....),

•4.           ЕЛЕНА НИКИТОВА ПАРУБЕЦ (дев. Омельницкая) - МОЯ ПРАПРАБАБКА (1878- 13(или 30) июня 1945,

•5.           Иоанн Никитов Омельницкий (25.09.1880 - 29.03.1883, простуда),

•6.           Мелания Никитова Омельницкая (30.12.1882-10.03.1883, простуда),

•7.           Иулиания Никитова Барыло, дев. Омельницкая  (2.03.1883 - 1921,  тиф),

•8.           Федот Никитов Омельницкий (5.07.1886-28.01.1891, горячка),

•9.           Алексей Никитов Омельницкий  ( 8.02.1889 - 1921 (или '22)  тиф).

                    

con-783-5.jpg
Фото 1912 года. Слева направо:

  1. сидит Параскева Иулиановна «Феофилактова» Омельницкая , жена Никиты Харитоновича Омельницкого , моя прапрапрабабка, мама моей прапрабабки Елены Никитовны Омельницкой в замужестве Парубец (1849-1.01.1920).
  2. стоит Иулиания Никитова Омельницкая, в замужестве - Барыло. Дочь, Никиты и Параскевы  (н. 1), сестра Елены Никитовой Омельницкой, в замужестве Парубец. (2.03.1883-1921 г., от тифа).
  3. сидит Митрофан ...., племянник моей прапрабабки Елены Никитовой Омельницкой (сын сестры Евдокии Никитовой). Погиб на фронте в 1915 году.
  4. у него на руках  Евгения Барыло, дочь Иулиании (н. 2) (1911-1982). Жила в Семеновке.
  5. стоит София .... в замужестве Омельницкая , жена брата Елены Никитовой, Иосифа Никитовича Омельницкого.(...... - 1987, Черкассы).
  6. сидит девочка -  София Иосифовна Омельницкая, дочь Евдокии (н. 5) и Иосифа Никитовича Омельницкого. Племянница моей прапрабабки Елены Никитовны Омельницкой. (1907- 1991 г, в Харькове). Была учителем в школе.

•1.     (18.09.1892-до 1943 года) года старший брат Елены , Демид Никитович женится на Христине Никитиной Плакущей , односельчанке . У них родилось шестеро детей :

  

•·        Андрей Демидович Омельницкий ( 20.08.1893 -...)

•·        Александра Демидовна Омельницкая ( 2.04.1896 -...)

•·        Иаков Демидович Омельницкий (6.02.1897 -...)

•·        Григорий Демидович (1900 - 1945 пропал без вести на фронте). До войны он женился на Марфе, и у них родилось двое детей : Михаил Григорьевич Омельницкий и Анна Григорьевна.

•·        Константин Демидович (4.06.1901 - ......). В 1925 году женился на Марии Ефремовне Хариной (02.03.1900-11.08.1976), уроженкой села Борисовка ,Никопольского района.Это был поселок переселенцев из соседних губерний и находился в 9 км от Семеновки). После свадьбы переселился с женой в село Петровка , Томаковского района , что рядом с родной Семеновкой. После свадьбы у них родилось один за другим двое детей , которые умерли сразу же во младенчестве. Это толкает их на решение удочерить ребенка. Они удочеряют девочку из многодетной семьи односельчанина Марии  в Борисовке. Девочку звали :

1.Раиса Никитовна Плакущая , дев. Воронина (10.10.1924 г.р.-18.10.1984) Спустя 10 лет у Константина и Марии рождается свой ребенок, свой сын

2.Виктор Константинович Омельницкий. 03.10. 1937г.р. По поверям , если умирали дети в семье ,то в крестные нужно было брать первую встречную. Ею стала Пелагея Палец.

Константин Омельницкий по неизвестным причинам не был призван на фронт, и во время войны , в 1943 году у них рождается еще один ребенок ,

 3.Вера Константиновна Омельницкая. Девочка вскорости умерла, похоронили ее рядом с ее дедом Демидом.

Василий Демидович (4.05.1905- 12.4.1951) . Работал ветеринаром. В 1922 году  женился на  : Марии Моисеевне Палец      (02.06.1896 -11.06.1969). У них  родилось четверо  детей :

 Алексей Васильевич Омельницкий (1925 г.р.-1943 годы, пропал без вести на фронте во время второй мировой войны),

Александр Васильевич Омельницкий (1930 г.р.) проживал в селе Петровка . У него было двое детей : Валентина Александровна ... , дев Омельницкая (1937 г.р., живет в селе Петровка) и Михаил Александрович Омельницкий (...-4.06.1999)

 Василий Васильевич Омельницкий (1923 г.р- 1943 г?, пропал без вести на фронте во время второй мировой войны.)

Ольга Васильевна Починок , дев. Омельницкая (1937 г.р.) живет в селе Петровка.

•2.           Евдокия Никитовна,  по рассказам бабушки, работала кухаркой в гимназии. У нее было двое детей: Митрофан и Мария. Обоих она похоронила раньше себя: Митрофан (1895 -98г.р.) погиб в Первую мировую войну в 1915 или 1917  году, Мария (д.р. 1900 года) умерла от воспаления легких в 1922 году. Незадолго до болезни, в 1920 году она вышла замуж и родила сына Ивана.

                                                                                        

•3.           Иосиф Никитович Омельницкий (1874 - 1920-е годы) женился на Софии .... Омельницкой. Она умерла в 1987 году в Черкассах, куда перехала после смерти мужа с их дочкой Евдокией  Иосифовной..... (дев. Омельницкая). Евдокия (1906 - 1991) прожила всю жизнь в  Харькове, где работала учителем украинского языка.

•4.           Ветвь Елены Никитовой, моей прапрабабки, будет описана подробнее;

•5.           Иоанн Никитов Омельницкий - умер маленьким;

•6.           Мелания Никитова Омельницкая - умерла во младенчестве;

•7.           Иулиания Никитова Барыло (1884-1921 тиф) , дев. Омельницкая в 1910 году вышла замуж за Ивана Барыло и в 1911 году у нее родилась дочь - дочь Евгения, и она прожила долгую жизнь и умерла в 1982 году в Семеновке. Там же родился и жил сын Евгении - Николай.

•8.           Феодот Никитов Омельницкий (5.07.1886-21.01.1891 от горячки)

•9.           Алексей Никитов Омельницкий  женился на актрисе, Феодосии Игнатьевне (Михайловне). Бабушка рассказывала, что говорили, якобы он был «жестокий и деспотичный», и его смерть была почти что облегчением для его жены, которая после его смерти в 1921 году от тифа прожила долгую жизнь и умерла в 1982 году). У них была дочь - Вера Алексеевна (08.11.1916 -....), о ней ничего не известно. На обратной стороне портрета Алексея стоит надпись «на память кр.....муъ Николаю Моисеевичу Парубецъ», поэтому стоит думать ,что мой прадед Николай был его крестником.

                           

                

Алексей Никитович  Омельницкий с женой Феодосией (Феней).

              

con-783-6.jpg
Фото 1915-16 годов.

                        

СЛУЧАЙНОЕ ЗНАКОМСТВО

С НЕИЗВЕСТНЫМИ ОМЕЛЬНИЦКИМИ

У Никиты, отца  Елены, был брат. Одного из его сыновей  Григорий. Его потомков мне удалось разыскать. Вот что пишет в воспоминаниях о своей семье его правнук, Олег Всеволодович:

 «К стыду своему и сожалению (именно потому и хотелось бы оставить своим потомкам хотя бы крохи сведений, известных мне о предках) я далее деда своего по отцовской линии - Омельницкого Семёна Григорьевича (которого видел, когда было мне лет 10 в последний раз) никого не знаю. Он родился где-то в ваших краях в 1896-м году, там же вырос, обзавёлся семьёй и профессией.  Умер в 1962 ггоду. Вот и всё, что я о нём знаю. И отсутствие информации на сей счёт довольно внятно беспокоит меня: почему он, дед мой, сам довольно грамотный и среднеобеспеченный в материальном плане, имея троих сыновей (младший из них - мой отец Омельницкий Всеволод Семёнович, 1927-2000), не оставил им о своих родителях, не говоря уже про бабушек и дедушек, никаких сведений? Более того, дед с тремя этими малыми тогда сыновьями и женой Омельницкой Агафьей Антоновной покинул в конце 20-х годов или в начале 30-х (даже это точно установить не удалось - так нелюбопытны были мои дядьки и отец) город Днепропетровск, где работал машинистом паровоза. Думаю, что для тех лет это была довольно денежная и скорее всего, престижная профессия. Кроме того, дед был замечательным слесарем-жестянщиком, равных которому я не встречал в своей уже тоже не совсем короткой жизни...

       Какие социальные, политические или семейные потрясения выгнали семью с родины, из Украины, в те времена на далёкую провинциальную глушь «кацапскую» - станцию Дорогобуж Смоленской области? Почему ни о ком из родственников он ничего не рассказал своим детям, внукам?

       По одной из устных версий моего отца, дед был чистокровный украинец, а жена его - полька, именно польское звучание фамилии могло осложнить ему существование на обжитом месте... В 1921 году, согласно замалчиваемому историей факту, поляки довольно позорно разбили красных во главе с Тухачевским, к слову сказать, уроженцем города, где обосновался дед с семьёй. Всякое упоминание поляков тогда очень просто могло влечь за собой потенциальные неприятности, если не репрессии...

       Я же предполагаю, что причин переезда, а это, согласитесь - событие по тем временам для семьи: переехать, как говорил ещё Аристотель, потерять в деньгах, авторитете, здоровье, могло быть и несколько. Во-первых, неуживчивый и авторитарный характер деда. Омельницким это, действительно, свойственно. Потом - те же польские звучания в окончании фамилии. Их тогда могли считать и дворянскими. И, это уже я сам додумал, голод или голодомор, как ныне принято именовать те печальные  события 1932-33-х годов. Дед мог предвидеть его или бежать уже в начальной его стадии, чтобы спасти семью. Если его и можно было обвинить в излишней суровости и негибкости, то в глупости - навряд ли... Правда, попал позднее под подобную же «раздачу» в 1946-47г.г, когда на Смоленщине люди ели кору и ветки с деревьев, а сам он опухал с голоду....

       Из предыдущего поколения в живых на сегодня остался только старший его сын - Самсон Семёнович. Он же мой дядька и крёстный. Но и в том, что жив он, я окончательно уже не уверен, так как не был на родине (я родился в Смоленске) больше 4-х лет, а оставлял его (он 1923 года рождения) довольно бодрым стариком в интеллектуальном и духовном плане, но уже на костылях и полуглухим. Мечтаю съездить и застать его живым, порасспрашивать, но дела текущие держат и не «пущают»...

       У меня же много двоюродных сестёр и братьев (материнскую линию даже не беру в расчёт), но все они мало интересуются генеалогией и родством. ... Это не клановые, не коллективные люди. Среди заключённых, например, подобный типаж характера именуется «один на льдине» или «ломом подпоясанный»... Это нечто иное, чем блатные, воры, суки и мужики. Это люди, предпочитающие не одалживаться и не одалживать...

       И даже отец мой покойный, шутник отчаянный, когда окликали его по простоте душевной: «Эй, мужик!...» - важно ответствовал: «Я не мужик! Но - барин!!!» От пожилого машиниста гусеничного крана на стройке, одетого в заляпанную телогрейку и рваные ватные брюки, подобное было слышать весело.  Для того и говорилось. Вообще, юмор присущ нам, и это вселяет некоторые оптимистические надежды и прогнозы в отношении потомков. Последними его словами перед смертью была тоже шутка: «Ну, что - похож я на мертвеца?». Так передали мне очевидцы этой грустной истории.

       Материнская линия моя из мещан Смоленска. Прабабка и бабка русские. Но это уже иная ветвь, иная история... Может быть ошибочно, но я полагаю (в отличие от уважаемых мною евреев), что род, нация, характер идёт и передаётся всё-таки по мужской линии. Уж, извините, если Вам это будет неприятно читать. Но не случайно же почти во всех странах жена принимает фамилию мужа? Матриархат мифичен, да простят меня феминистки всех времён и народов.

       Вот, пожалуй и всё, что мог сообщить вам о моих корнях из Днепропетровской губернии. От отца, правда, слышал легенду ли, миф ли семейный, что, де, когда-то, давным-давно некая одинокая молодая женщина по фамилии Омельницкая родила незаконного сына ("байстрюка", если правильно пишу это слово), от которого и пошёл наш род. Судьбе было угодно и меня на старость лет загнать в донецкую глушь на хуторское поселение. Вижу в этом и хорошие стороны: есть время почитать, подумать, пообщаться вот с Вами.»

И вот еще одно письмо:

«Был такой писатель, философ, социолог, академик - Александр Зиновьев (сравнительно недавно умер в Германии). Так вот он сказал, что биография одного человека - это и не портрет, и не документ, и не даже просто история - это некий нелепый обрубок. Чтобы узнать что-либо о человеке, необходимо знать как минимум его отца и его детей. Тогда и только тогда можно сказать, что удалось узнать хотя бы что-то о жизни индивидуума.

       Высылаю фотографию семьи Омельницких, середина 1950-х годов, город Сафоново Смоленской области.

       Слева направо:

Агафья Антоновна ( ... - 1971) и Семён Григорьевич (1896-1962) Омельницкие.

 Во втором ряду три их сына с невестками:

       Омельницкий Самсон Семёнович 1923 (надеюсь, что жив). Старший. Это мой дядька и крёстный. Сейчас практически патриарх клана Омельницких.

       Его жена - тётя Паша (1921-1991).  (Моя крёстная, святая женщина, но к стыду своему, не знаю даже её отчества и девичьей фамилии, хотя когда-то отец и называл - не удосужился записать...).

       Всеволод Семёнович Омельницкий (1927-2000) - их младший сын и мой отец.

       Людмила Константиновна Омельницкая (в девичестве Рукович) (1927-2000) - моя мать.

       Игорь Семёнович Омельницкий (1925-2006) - средний сын, фронтовик, партизан, «сын полка», на момент съёмки в звании капитана, преподаватель китайского языка военной Академии).

       Его жена - тётя Полина (не знаю, ни года рождения, ни жива ли сейчас... И опять - стыдно!)

con-783-7.jpg         

       Ваше описание предков, их фотографии - это то, что можно назвать замечательным письмом-обращением к потомкам: смотрите, читайте, знайте, помните! Ибо мы - люди маленькие и память о нас, если не задержится хотя бы в детях, внуках и правнуках, канет в века не булькнув... 6 миллиардов на планете живут только сейчас, наши современники. А сколько стало прахом, вернулось в землю, их породившую...  Не минуть и нам.  Не проскочить никому. В этом правиле нет и пока не предвидится исключений. Оно единственно по уникальности в этом роде. А многих ли помнят живущие? Ну, с сотню гениев, подлецов, умниц и красавцев, героев и трусов, ставших легендами. А памяти достоин каждый. Хотя бы семейной. Хотя бы на два-три поколения в глубь времён...  Ибо человек - это мир, Вселенная, дух и разум, свершения и ошибки. И нет маленьких людей, заурядных жизней, неинтересных судеб...  Есть неблагодарность потомков, не осознающих, что человек не остров, а часть материка. И не спрашивай, по ком звонит колокол, - как замечательно заметил Джон Дон, - он всегда звонит по тебе...  Память и есть тот самый колокол, которому нужно звучать хотя бы время от времени. Все мы, миллиарды  живущих, должны тем триллионам умерших: мы пользуемся их опытом, знаниями, генами, материальными вещами и духовными ценностями. Мы их повторения и копии. И не всегда удачные. Забудем мы - не помянут и нас. Элементарная неблагодарность.

       Вот как высоко и звонко я забрался с разгону под впечатлением Ваших писем. Уж, извиняйте...

       К сему заканчиваю. Всего Вам самого доброго и успехов в Вашем, на мой взгляд, очень нужном деле. Даже если кто-то только один из каждого следующего поколения вникнет, добавит и продолжит - польза несомненная!»

Елена Кулешова

  • 06
  • 09
  • 10
  • 11
  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 15
  • 07
  • 08
  • 12
  • 14
  • 15
  • 01
  • avtoportret khudozhnika
  • chi daleko do afriki
  • kholodniy dush istorii
  • mariya bashkirtseva
  • petro yatsik
  • poet iz pekla
  • prigodi kozaka mikoli
  • privatna sprava
  • ukrainski metsenati
  • 25poetiv

Хто зараз на сайті

На сайті 95 гостей та відсутні користувачі

Відкритий лист