Інститут Україніки

Головне меню

Карта проїзду

 

«Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Более двух тысяч лет следуют этой заповеди православные христиане. Не всегда это ноша легка и приятна. Много испытаний и искушений встречается на пути верующего человека.

Порой кажется, что нет ни физических, ни духовных сил на преодоление житейских невзгод и неурядиц. Но зайдет человек в церковь, перекрестится перед образом, помолится небесным заступникам, и вот уже с Божьей помощью и дело сладилось, и голос ближнего твоего стал понятен.
«Крест— верных утешение»...
Церковная традиция почитания креста на Руси связана с именем апостола Андрея Первозванного, проповедовавшего христианское учение на берегу Днепра и водрузившего крест близ Киева. Получившие широкое распространение и выполненные в разные века в различных стилях, кресты стали основным символом православия. Со сменой эпох менялся и внешний вид креста. В первые века он символически изображается то в виде буквы «Х» (в последствии получивший название андреевского), то в виде буквы «I» (йот) — обычного начертания или с поперечной чертой. Крест, на котором был распят Христос, известен с IV века, после его обретения царицей Еленой, — это трехконечный крест, представляющий собой столб с перекладиной на вершине. К V веку относится распространение четырехконечного креста двух видов: греческий крест с равными вертикальной и горизонтальной перекладинами и латинский, у которого вертикальная стойка длиннее поперечной. К VI веку появляется восьмиконечный крест, полюбившийся на Руси. И сегодня он считается у нас классическим. Купола большинства российских храмов и церквей венчает такой крест. Встречаются ажурные кресты, три конца которых завершаются элементами цветочного орнамента. Часто внешний вид креста, где под поперечной перекладиной у его основания располагается «лежащий» полумесяц, вызывает у некоторых людей недоумение: «Откуда на христианском символе взялся мусульманский полумесяц?» Оказывается, в подобном изображении креста не таится никакой опасности ни для последователей христианства, ни для приверженцев магометанства. Существует несколько церковных версий. По одной из них полумесяц — это цата, украшение, указывающее на царское достоинство Спасителя, по другой — купель, используемая для совершения таинства крещения, по третьей — перевернутый месяц — это ладья, символически изображающая церковь.

ПОЯВЛЕНИЕ НАУКИ О КРЕСТАХ

В XIX веке были проведены исследования церковных древностей, в том числе и крестов, выпущен ряд светских искусствоведческих трудов. Этими работами занимались профессора старой школы Покровский и Кондаков, граф Уваров, которые не только собирали, но и описывали кресты, датируя их, определяя места распространения. В своих работах они изъясняли смысл православного учения о кресте. В это же время появляется наука «ставрография», которая изучает истории и символику Креста во всех его ипостасях. («Ставрос» по–гречески означает «крест»). Не успев полностью сформироваться, ставрография канула в буре революционных потрясений, охвативших Россию. Народной властью наложен запрет на все виды научной и исследовательской работы в этом направлении. И только в наши годы наука о крестах получила свое дальнейшее развитие. Особая заслуга в возрождении ставрографических исследований принадлежит Светлане Гнутовой. При ее активном участии в издательстве Московской патриархии недавно были опубликованы три старографических сборника, в которые вошли практически все дореволюционные материалы и современные данные.

ДРЕВО ЖИЗНИ

Огромное многообразие форм креста предоставляет исследователям широкое поле деятельности. Крест венчает главу храма и покоится на престоле, молельный и поклонный, в поле на погосте и в храмах, носимый на шее и изображаемый на иконах, крест — главный символ христианской веры. Невозможно представить себе Православие вне поклонения Кресту Господню. Его история начинается с библейского ветхозаветного древа жизни, которое находилось в раю. Адам и Ева согрешили, вкусив плода древа познания добра и зла. Наполнившись тьмой и способностью понимать добро и зло, человек приобрел возможность убивать себе подобных. Мало того, он стал убивать своего брата с мучением, издеваясь над ним. Приход на землю Спасителя, его крестная смерть и воскресение открыли человечеству новый путь искупления первородного греха. Крест из орудия самой позорной и жестокой казни через распятие на нем наиболее опасных преступников превращается в единственную и верную опору человека. Именно с него начинается истина. ...Православная вера и крест являются тем древом жизни, приобщаясь к которому мы обретаем спасение, то есть жизнь вечную. Во многих видах изобразительного искусства встречается так называемый «процветший» крест, из–под основания которого произрастают побеги, символизирующие возрождение жизни — Воскресение Христа из мертвых. Иногда это побеги кипарисов — символов вечной жизни, иногда — обвивающая крест виноградная лоза, олицетворяющая Иисуса Христа: «Аз есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой Виноградарь».

ХРАНИТЕЛИ «ВСЕЯ ВСЕЛЕННОЙ»...

Кресты в целом можно подразделить на две большие группы. Кресты, относящиеся лично к каждому человеку, и кресты богослужебные. В первую группу входит нательный крест, который получает каждый человек в момент совершения таинства крещения. Священнослужители носят особый, так называемый наперсный крест, вручаемый им во время хиротонии (рукоположения). Есть монашеские кресты — параманы, которые надеваются во время пострига и носятся под верхней одеждой на груди. Они своеобразные и отличаются от других видов крестов. По образу параманов многие подвижники монашества носили железные кресты — вериги. Порой их вес доходил до нескольких десятков килограмм. В руки новопостриженного монаха давали постригальный крест. Вера в спасительную силу святых мощей привела к появлению на Руси различных крестов — мощевиков, в которых хранились частицы мощей православных святых, родовые святыни. Такие двустворчатые кресты, как правило, передавались из рода в род. Научное название мощевиков — «энколпионы». На этих крестах часто изображались наиболее чтимые образы.
К другой группе относятся литургические кресты, которые находятся в храмах и используются при богослужениях. Это напрестольный крест, который в конце службы священник выносит, чтобы благословить прихожан на добрые дела. Это и кресты запрестольные. Именно их, как знамя православной веры, перед всеми хоругвями несут впереди крестного хода. Размеры запрестольных крестов намного больше напрестольных, они имеют специальное древко — ручку для несения.
Обычно в каждом храме есть большой Голгофский поклонный крест с распятием Спасителя. Он установлен на символической Голгофе — горке, на которой был распят Христос. В Евангелие ее называют лобным местом. Потому как по форме своей она напоминает лоб человека. Существует предание о том, что во время потопа кости первого человека Адама плавали на поверхности до тех пор, пока не сошли воды, и остались непокрытыми на суше. Царю Соломону было видение, в котором указывалось место, где находится глава Адама. Чтобы почтить своего праотца, Соломон велел засыпать это место камнями. В переводе с греческого «голгофа» означает «каменнопосланная» горка, то есть набросанная из камней. Потом на этом месте был водружен крест, на котором принял смерть Иисус Христос. Произошедшее во время смерти Спасителя землетрясение разверзло землю, и капли Христовой крови омочили главу Адама. Поэтому часто в напоминание о евангельском предании в основании распятия изображаются череп с костями.

  • 06
  • 09
  • 10
  • 11
  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 15
  • 07
  • 08
  • 12
  • 14
  • 15
  • 01
  • avtoportret khudozhnika
  • chi daleko do afriki
  • kholodniy dush istorii
  • mariya bashkirtseva
  • petro yatsik
  • poet iz pekla
  • prigodi kozaka mikoli
  • privatna sprava
  • ukrainski metsenati
  • 25poetiv

Хто зараз на сайті

На сайті один гість та відсутні користувачі

Відкритий лист