Інститут Україніки

Головне меню

Фотопроект М. Матуса

Семейный альбом 1893 - 1957

Карта проїзду

 

Их называют айсоры, суриани, сиро-халдеи, сирийцы. Сами они называют себя атураи. В мировой истории и этнографии за ними закрепилось название ассирийцы. Да, это они – наследники некогда самой могущественной мировой державы – Ассирии. Несколько столетий империя вела практически непрерывные войны, покоряя все новые и новые царства и народы. А потом пришел закономерный для любой империи упадок. Восстания покоренных народов, внутренние противоречия привели к развалу и гибели некогда непобедимого огромного государства. От начала Первой мировой войны и по сегодня ассирийцы живут в рассеянии по миру – Ираке, Иране, Сирии, Турции, Ливане, России, США, Украине, Грузии, Армении, Швеции, Германии, Великобритании.

В начале XX века перед ними забрезжила надежда на обретение Родины. Российская империя в ходе Первой мировой войны подписала с Патриархом Мар-Шиммун Беньямином, являвшимся религиозным и светским руководителем ассирийцев, официальный договор о союзничестве в борьбе против Османской империи и возрождении государственности [автономии] в составе России... Именно это и сыграло трагическую роль в судьбе ассирийцев. Российская империя рухнула, и Турция жестоко мстила тем, кто осмелился выступить против нее. К 1918 году турки вырезали около 500 тысяч ассирийцев, был убит и Патриарх Мар-Шиммун. Религиозные преследования ассирийцев продолжаются до сих пор – в Турции, Ираке.

Первые ассирийцы появились на территории Запорожской области в 1916 году [сегодня их в Запорожье – 160 человек, в Украине – 5 тысяч]. Это были беженцы, спасавшиеся от геноцида Османской империи. Компактно проживали в Запорожье, Бердянске, Мелитополе. Поначалу пришлось очень трудно: чужая страна, чужой язык. Многие старики просто умерли от перемены климата. Постепенно, насколько это возможно было в условиях революции и гражданской войны, осваивались. Первыми профессиями стали чистка обуви и сапожничество. Часть ассирийцев занималась мелкой торговлей и сельским хозяйством.

Особое место в жизни современных ассирийцев занимает Церковь – Ассирийская церковь Востока. Они были одним из первых народов, принявших христианство еще от первых апостолов Христовых – Петра и Фомы, которые почитаются как первые патриархи. Кстати, к ассирийцам относится одно из библейских пророчеств: они станут последователями Истинного Бога и, пребывая в рассеянии, не исчезнут, ибо у Бога есть особый путь для ассирийцев, познавших величие и падение. Например, только в Ассирийской Церкви Воcтока есть особый пост – «Баута д-Нинваэ» [«Прошение ниневитян», по названию столицы Ассирии – Ниневии]. Начинается он в десятый понедельник до Пасхи и длится три дня. Об этом посте упоминается в Библии [кн. пророка Ионы].

Проповедники и монахи Ассирийской Церкви несли учение Христа и другим народам, в Закавказье, от Ближнего Востока до Японии. Несколько сыновей монгольского императора Чингисхана приняли крещение именно от ассирийских проповедников. А в Индии и сегодня несколько миллионов индусов являются прихожанами Ассирийской Церкви Востока. Принятие ассирийцами христианства связано с историческим фактом создания нерукотворного образа Иисуса Христа. Царь Эдессы Абгар Укама, страдая неизлечимой болезнью, услышав о чудесах исцеления, совершаемых Иисусом, направил ему приглашение приехать в Эдессу и исцелить царя. Иисус ответил: “Слава тебе, кто не увидев меня, поверил мне... Когда я поднимусь к Отцу моему, то пошлю к тебе одного из моих учеников, который излечит твою болезнь... И весь твой народ он вернет к вечной жизни”. Посланник царя хотел нарисовать портрет Иисуса, но у него ничего не получалось. Увидев это, Иисус приказал принести ему воду и полотенце. Омыв лицо и вытерев его, он отдал посланнику уже нерукотворный образ, отразившийся на ткани. Образ многие века хранился в Эдессе, до перенесения в Константинополь. Дату перенесения этого нерукотворного образа и отмечают все христианские церкви мира. Эдесское царство находилось в римской провинции Сирия [не путать с нынешним государством Сирия]. Поэтому и ассирийская церковь в древности называлась сирийской, сиро-халдейской, сиро-персидской и т.д., а представители этой церкви носили прозвище Сириянин, как известный в православии Ефрем Сирин. Первым епископом Киевской Руси был Михаил Сириец.

Письменность ассирийцев лишь похожа на арабскую вязь, но это именно тот, старый алфавит, который практически без изменений сохранился до нашего времени. И первые два Евангелия на арамейском языке написаны именно этими буквами. Ассирийский язык в древности назывался ассиро-вавилонским. В период расцвета империи на ее территорию пришли родственные племена арамеев. Их язык, как более легкий, частично вытеснил ассиро-вавилонский, и впоследствии ассирийцы начали говорить на так называемом новоассирийском, арамейском языке. Когда Ассирия достигла наибольшего могущества, ее частью оказалась и тогдашняя Иудея. Естественно, что вся империя говорила на государственном языке. В том числе и рожденный в Иудее Иисус говорил и проповедовал на армейском. Ассирийцы сегодня являются единственными в мире носителями этого языка”.

  • 06
  • 09
  • 10
  • 11
  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 15
  • 07
  • 08
  • 12
  • 14
  • 15
  • 01
  • avtoportret khudozhnika
  • chi daleko do afriki
  • kholodniy dush istorii
  • mariya bashkirtseva
  • petro yatsik
  • poet iz pekla
  • prigodi kozaka mikoli
  • privatna sprava
  • ukrainski metsenati
  • 25poetiv

Хто зараз на сайті

На сайті 107 гостей та відсутні користувачі

Відкритий лист