Інститут Україніки

Головне меню

Фотопроект М. Матуса

Семейный альбом 1893 - 1957

Карта проїзду

 

Смерть является конечным итогом жизни человека на земле. Длинная эта жизнь или короткая, результатом обязательно является смерть. Разные народы в разной степени оценивают приход человека к данной жизни: в одних это грусть о мучениях будущего, но большинство уже в дни рождения празднуют оптимизм и радость в намечаемом земном счастье. Религиозные земные учения в основном исходят из временного пребывания человека, способного за этот период выполнять заповеди Божьи и этим самым грустное, траурное безысходное понятие смерть воспринимают как переход в иной мир, смягчив человеческую скорбь по ушедшим. Очень сложно обычному земному человеку воспринимать смерть без страха и боязни, поскольку даже инстинктивно в нем заложена эта боязнь. Наша церковь зовет нас к бессмертию, а многие земные религии зовут к смерти во имя религиозных ценностей.

Таким образом, у земного человека различные трактования смерти. Это определяет и различную технологию самого процесса утилизации тела усопшего, так называемого захоронения и методов его земного увековечения. Наш христианский обряд веками хранил традицию предания тела усопшего земле и таким образом, отметкой нахождения праха для последующих поколений родственников, знакомых, сограждан и всех. Это явление определенным образом закреплено в вере и имеет свои жесткие догматические принципы. Оно стало базовым пластом в культуре и духовности, и породило целую цепь обязательных мероприятий по его выполнению. Под понятием захоронения у разных народов свои практические традиции и способы. Они в основном связаны с географическим местом расположения, микроклиматическими условиями мест проживания людей, климатом, грунтово-почвенными условиями и религиозными ценностями народа. Суровая вечная зима, вечно жаркий климат, обводненные территории, пустоты и другие промежуточные факторы - они все являются основой различного подхода к захоронению тела усопшего. А существуют даже традиции особых исключительных случаев захоронений в зависимости от обстоятельств. Например, захоронения на море.

Но везде существует главная цель - обеспечить санитарную безопасность оставшихся на земле от всяких возможных эпидемий и заболеваний. Традиции, закрепленные религиозной подачей, вошли глубоко в культуру каждой нации и всякие изменения, нарушения вековых традиций порицаются.

Джавахарлал Неру принадлежал Индии как национальный руководитель, и после его кончины, его внук развеял прах деда над рекой Ганг, над Индией. В этом великая символика, соединенная с санитарной безопасностью для других, веками принятый народом способ называемой утилизации тела. В космической, Божьей памяти Джавахарлал Неру остался вечно, и прах его вечно остается в сознании индусов над их землей. Это величайшая человеческая мудрость. Великая мудрость в казахских традициях, когда после всего цикла поминания в течение определенного времени над полем, где были похоронены предки, нивелируется территория, теряя свои конкретные границы. В настоящее время при вековом влиянии одной культуры на другую многие народы перешли на христианский прием предания усопших земле.

Северные народы в условиях вечной мерзлоты имеют свои традиции - обычаи сохранения прахов. Но в большинстве своем народы земли используют Мать-Землю, как святую хранительницу - кладовую с перерабатываемой органической лабораторией. В наш цивилизованный век время легко корректирует традиционные догмы.

Видимо, уже настало время некоторого пересмотра традиций и использования в качестве общечеловеческого обычая мудрость индийского народа.

Как архитектор в течение пятидесяти лет я сталкивался с градостроительной, художественной, дизайнерской, темой кладбищ. Я видел и изучал московские, киевские, одесские, днепропетровские, волынские, житомирские и многие другие кладбища самых различных масштабов, от мемориально-государственного уровня до сельских захоронений простого народного погребения. Многое меня как специалиста поражало, удивляло и звало к творческой мысли по этой теме. Ко мне на протяжении десятков лет обращались друзья, знакомые за помощью в проектировании надгробной темы и мемориальной. И каждый раз я сталкивался c определенным философским взглядом на жизнь, на духовность, на традиционный подход в решении духовной скорби и много другого. Проходили годы, уходили люди, которые сооружали надгробия, и эта цепочка наблюдалась десятки лет. Возникали вопросы, наблюдались противоречия, и каждый раз был вопрос: «А что дальше? Предельно это решение темы?». Таким образом, возникло желание посмотреть на эту тему творчески.

Кладбища как необходимый градостроительный фактор занимает определенное место в планировке и застройке населенного пункта и от этого зависят многие его положения. Существуют четкие конкретные государственные нормативы для этого рода строительства. Определенный уровень цивилизации в населенном пункте диктует и уровень решения кладбищенской темы. По закону, выделяемая земля под кладбищенскую застройку, по функции первоначальной может принимать тела усопших не менее двадцати пяти лет, а затем кладбище якобы закрывается и не может функционировать для дальнейших захоронений. И в большинстве случаев многие кладбища, организованные в далекие времена на окраине населенного пункта, города или села со временем оказываются в центральных или обустроенных территориях по другой функции. Что делать с кладбищенскими территориями прошлых десятков лет, могилы которых пришли в разрушение, истирание, беспамятство, потому что и потомков, усопших давно тоже нет в живых? Как быть с решением санитарных, градостроительных, строительных задач в объектах смежных с кладбищами? Какая официальная, не противоречивая инженерно - духовной концепции путей захоронений в будущем без проблем земли? В своей монографии я хочу обратить внимание на необходимость уже сегодня цивилизованно решать вопросы кладбищенской темы инженерно разумно, рационально и в тоже время высоко духовно, не теряя вековую мораль.

Итак, кладбищенская тема в любом селе, населенном пункте, городе присутствует как часть человеческой технологии жизни и ее нужно рассматривать и реализовать на современном высоко моральном, и инженерном уровне, облегчая горечи утраты людей оставшихся на земле. 

 

Размещение кладбищ

Градостроительные требования 

Современные гражданские кладбища располагаются в городской черте с разрывом от застройки, как правило, это в пригородной зоне.

Кладбища подразделяются на гражданские, воинские, исторические, братские и колумбарии. Площади их самые различные, определяются в каждом конкретном случае расчетами в зависимости от охвата численности населениях мест и их категорий в основном от 10-25 до 200 га. Современные нормативы по кладбищам требуют использование территории, подготовленной с сухими песчаными почвами и низким уровнем грунтовых вод на глубине не менее 3-х метров, удобной транспортной связью с районами населенного пункта.

При этом учитываются санитарные вопросы охраны источников водоснабжения минеральных источников. Удаленность жилых территорий от кладбищ не менее 300 м. Отводимые участки под кладбища должны иметь уклон в пределах 0,5-5% в противоположную сторону от населенного пункта и открытых водоемов. Величина участка для одного места захоронения составляет 2x2 = 4м2, с учетом окружающих насаждений и внутренних дорог и площадок 9-10 м, общий баланс территории кладбища составляет 60-65%, зеленые насаждения 20-25% , аллеи, проезды, дороги 10-15%. Здания и сооружения кладбища зависят от величины города или другого населенного пункта. Общий перечень необходимого на территории кладбища, включает:

1.                    стоянки для машин;

2.                    административное здание, ритуальный зал для совершения гражданской панихиды;

3.                    павильон для выдачи садового инвентаря;

4.                    общественный туалет;

5.                    хозяйственный двор;

6.                    магазин для продажи цветов;

7.                    возможный питомник декоративних деревьев и кустарников, цветов.

 

Для большинства малых населениях мест кладбища решаются по простой схеме размещения надворной туалетной, стоянки, хозяйственного павильона с отделением инвентаря, водообеспечением для полива (бочка, размещенный в санитарном разрыве колодец). Озеленение кладбищ отличается высокой степенью, здесь могут произрастать высокорослые деревья и кустарники, как вдоль дорог, аллей и площадок, так и частично на надгробных территориях.

К сожалению, на многих кладбищах обычного режима эти территории превращаются в неухоженные, непроходимые чащи, что создает удручающий взгляд и тоску. А если к этому добавить еще многолетнее скопление сухих древесных отходов и листьев, то кладбищенские участки вызывают очень грустные раздумья о принятии новых законов и нового похода к решению этих задач.

Тема озеленения кладбищ еще важна и тем, что в конечном итоге общую озелененную кладбищенскую территорию включают после официального закрытия кладбища для захоронений в общую зеленую зону населенного пункта или города, хотя эта тема требует еще дополнительных подработок заранее.

Планировочная структура кладбища преимущественно регулярная с разделением на сектора, в среднем по 1-1,2 га. Сектора окружаются пешеходными аллеями по периметру шириной 3,5 м с условием возможности проезда транспортных средств. Между аллеями прокладываются боковые дорожки шириной 1,5-2 м с твердым покрытием. Сектора имеют размеры 30х30, 30х40, 40х40, 40х50 с вмещением 200-500 могил. Сектора обычно прямоугольные, а на площадках сложного рельефа форма определяется с учетом уклонов, перепадов высот.

Воинские кладбища имеют особый статус единого мемориального государственного музея под открытым небом вечного назначения. К такому же характеру относятся исторические кладбища, сохраняемые как неотъемлемая часть духовности народа. Они хранят память о выдающихся людях с архитектурно - художественными надгробиями. К этим кладбищам государственная машина в основном относится с вниманием через свои функциональные коммунальные службы к определенным историческим датам или весеннему празднику Победы, или другим историческим событиям. Наводится определенный порядок и в результате чувствуется, что общество помнит те события, во имя которых полегли эти люди. Совсем другая картина наблюдается с тысячами рядовых, обычных народных кладбищ, где хозяйствует стихийная методология: есть земля, ряд, какое - то место, остальное ведение, умение и желание простых убитых горем людей. Если раньше, веками холмик над могилой и крест были почти единым, равным решением, то новое время сдвинуло взгляд на ценности и заставило людей решить тему по-другому.

Неравенство земное порождало и порождает во всех сферах человеческой жизни это выражать. Различные у людей условия быта, вознаграждения за работу, различное медицинское обслуживание, различные потенциалы всех земных возможностей. Особенно это оформилось и закрепилось при системе идеологии, когда якобы личность - главная составляющая, а общество и общественное - вторично. Меркантилизм, эгоизм, выгода с каждого шага и движения приводит общество к ужасным последствиям. Обман одного человека другим стал нормой всех сфер деятельности людей. Все построено на желании, иметь и зарабатывать любым способом, лишь бы не пойматься. Все сферы деятельности людей стали коммерческими. Государственная машина отдала свои главные обязующие функции, защищать и выражать интересы всего народа на откуп тысячным группировкам грабительского, паразитирующего характера. На повестке конкретно встал вопрос вымирания народа, сокращения численности городов и сел. На сегодня основа основ Украины село положено на вымирание с городами за счет экологии и бедности народа. За последние 15-17 лет, население Украины сократилось на 6-7 миллионов. А, например, индустриальный Днепродзержинск уменьшил свое население на 40 тысяч и по не официальным плану на грядущее десятилетие должно уйти еще порядка 50 тысяч населения. Ученый Приднепровской Академии строительства и архитектуры профессор Гаврилов Иван Николаевич в своем анализе технических показателей европейских стран, Англии и Японии показал, что государство Украина по всем параметрам: площади, уровню индустриализации, научной сфере, космическим достижениям и т.п., занимает одно из ведущих мест, выше среднего показателя. Но это единое государство, где официально идет вымирание населения. При возбуждении вопроса о голодоморе 1932-1933 годов хочется спросить: «Люди, а что вы творите сегодня, в начале XXI века?»

Всякие толки существуют о цифре уменьшения населения, одни европейские доброжелатели называют цифру 25 миллионов, другие тоже хотели бы видеть население 15 миллионов в остатке. В официальной государственной прессе устойчиво бродит цифра будущего населения Украины 35 миллионов. И к этому системно приучают народ. Не будем разбирать используемые приемы:  их бездна, продуманы и проработаны за пределами границ Украины и их планомерно внедряют в этом государстве.

Теперь возвращаемся к нашей теме кладбища. Если взять за основу официальные нормативы для одной могилы 8-10 м2 и помножить даже хотя бы на 20 миллионов планируемого ухода, получаем 200 миллионов метров квадратных площадей. Потрясающе! Чудовищно! Ужасно! К величайшему сожалению, если даже психологически якобы удастся уменьшить цифру 20 миллионов до 15, то картина не меняется, сражающие экологические условия жизни украинских городов по воздуху воде и почве, нищенское государственное обеспечение, формакологическо-медицинский бизнес и полная потеря духовных надежд скажут свое. Новоявленные господа этого мира заинтересованы в ликвидации тех, кто создал все блага и хочет на что-то претендовать. И если продолжить чисто тему кладбищ, то невольно возникает вопрос глубокого анализа существующего и внедрения нового подхода в решении этой нарастающей темы.

Понятие кладбище неразрывно с понятием смерти, хотя последствия смерти могут иметь, как уже говорилось, и другие формы утилизации: сжигание, утопление и различные формы и цели расчленения. Жизнеутверждающий оптимизм человека на земле глушит мысль о смерти, жизнь своими загадками, проблемами отвлекает человеческую мысль от текущей неизбежности и тема отодвигается до какой — то старости. Религия в своей философии отдает теме смерти большое внимание и, пожалуй, она единая несет человеку спокойствие целенаправленность по дороге к смерти. Любой человек на земле должен об этом знать более осведомленно. Мирская жизнь не дает человеку этой осведомленности, даже включая моральные постулаты кодексов. Духовная отчетность перед Богом каждого человека должна быть главной дежурной мыслью к его жизнедеятельности. Все свои поступки человек с начала своей жизни должен подчинять духовной ответственности перед Богом за содеянное и твердо не забывать о неизбежном отчете. Существующие земные понятия в отдельных религиях позволяют допускать, что грех можно искупить за дележные блага - это кощунствующее заблуждение, наносящее колоссальный вред христианству. Не вдаваясь в конкретику и не обличая церковнослужителей в определенном заинтересованном процессе этих процедур, мораль должна звать каждого богатого, очень богатого, бедного и очень бедного к тому, что перед Богом никто не откупится за мнимые мирские ценности, которые в потустороннем мире отсутствуют и нам не доступны. Если об этом помнить и с этим считаться то и земные, мирские увековечия усопших должны претерпевать более скромные, более простые формы, не связанные с богатством, резким выделении одних перед другими и закрепляют это оправданностью морали богатых. Мне часто приходиться встречать в жизни эти противоречия, вызывающие у людей протест и нарекания. Просто оформленная могила заслуженного труженика аглофабрики, доменного цеха или химического полигона, размещенная рядом с комплексом скульптурно-художественных многометровых нагромождений дорогого гранита, бронзовых отливов и супер изысканного благоустройства на захоронении молодого бизнесмена вызывает определенную боль и протест, возбуждая тему раздела людей. Возникает вопрос: «Какая есть необходимость в контрастных различных сводах социально - духовных противоречий, ведущих людей к злости, ненависти и разделу?». Поэтому, пора уже в этом вопросе тоже навести должный, официальный порядок. На любом кладбище должны быть сектора захоронений особо общественной значимости усопших, сектора религиозного различного вероисповедания усопших, сектора надгробий высокохудожественного оформления и определенных повышенных художественных требований. Но людей не должна покидать мысль, что через годы, более дальние и менее дальние все это обустройство канет в лету независимо от богатства или бедности нагромождений. Даже негативные личности земной жизни должны работать на людей, на их жизнь. Поэтому к секторам или так называемым почестным, рядом необходимо особое требование и особый уровень аллегории и духовности. Дело же не в фигурном изображении умершего в несколько метров, - дело в тех результативных мыслях философского толку, с которыми посетитель этого сектора или ряда, покидает кладбище, и что это дает людям.

Раздумья - удовлетворение памятью или раздумья - противоречия, или неприятное ощущение, или злые мысли социальных противоречий. Не ведет ли это к мысли: «А зачем все это вообще, если в них остаются негативы?!». Картина будет углубляться, если, через десятки лет все это будет естественно, разрушаться и приходить в полное забвение для живущих. Сколько таких примеров сегодня мы видим. Мы в основном не заметили могилы своих прадедушек и ли пращуров. Их просто уже нет. В этом и большая грусть и скорбь, но и реальные факты для тех, кто сегодня вынужден и не хочет думать, что прахи его предков ждет что-то другое. Нужна официальная государственная морально - духовная законная гарантия в этой теме, которую бы время не трогало. Кроме космической памяти - записи у людей должна быть и земная единая память о живущих на земле. Надгробные памятники в большинстве случаев - сухая официальная константа имени усопшего, и может быть, его земного положения по деятельности в обществе. Форма обустройства может быть, как уже говорилось самая разнообразная: плоскостная, горизонтальная, вертикальная. Малым набором изделий и комплексным выражением чего-то.

Вся суть озадаченного специалиста архитектора - художника сводится к нахождению образа в такой подаче, чтобы это отставляло след в душе посетившего могилу и раскрывало суть оставленную им на земле, или следы полезной работы этого человека для людей. В этом оправданны потуги кладбищенской конечной точки оценки прошлого. Выполняется заказ родственников, которые платят и хотят видеть то, что они думают сложно, но необходимо художнику — скульптору суметь и выразить желаемое родных, но использовать случай для выражения скорбной темы на пользу людей в сложном, противоречивом понимании. Все на земле остается людям, даже когда постепенно часть из них уходят. Все делается в конечном итоге для оставшихся людей и для этого должно использоваться имя, и фамилия, и образ умершего человека.

Духовные и социальные изменения в жизни украинцев в XXI веке изменили и родовые связи. Прежнее многодетное семейное устройство, делающее род общинно - мобильным связям свято хранило традиции и память о предках. Распад родовых связей сказался и на сохранении и долговечности памяти о предках и их могилах. Я, с особой остротой храню в сердце те места, где нашли покой добрые люди, мои родственники.

Верховцево наша колыбель: на ее земле покоится прах моей бабушки по маме, сестер и братьев. Днепродзержинская земля приняла моих дорогих сестер и затеи. Верхнеднепровск принял других моих родственников. Пятихатская Лозоватка хранит прахи дедушки по отцу, а в самих Пятихатках покоится мой отец, мама - в Днепродзержинске. В райцентре Петриковка, покоится прах бабушки моей супруги, а родители ее лежат на кладбище поселка Илларионово, сестры и зятья похоронены на земле, дедушек и бабушек моей супруги, в поселке Сухачевка. Вот такая хроника святых для меня пунктов захоронения близких людей. Мысленно я посещаю их, хотя в мирской сцене якобы некогда быть везде хотя бы один раз в году. И это практически касается каждого, и каждый об этом думает. Поэтому тема кладбищ, святая тема для людей, и она должна в обществе быть на наиболее высоком духовном уровне.

Как-то в Крыму мне приходилось несколько лет заниматься проектированием Большой Ялты, и других городов. Однажды я обнаружил, что к двум совершенно разным технологическим процесса «рационалисты» провели автомобильную дорогу. А этими двумя площадками были: слева кладбище, а справа свалка. Какое кощунство и бездуховность! Но этот яркий пример духовной деградации, к величайшему сожалению, за десятки лет приходилось встречать в различной интерпретации во многих местах Украины.

Современный, чистоганно - утилитарно провальный мир эгоизма и выгоды именно так рассматривает тему хранения останков ушедших. В жизни встречаются примеры высокой человеческой духовности людей на ниве кладбищенской темы. Так, когда-то жили люди в небольшом хуторке Петриковского района на Днепропетровщине, затерявшемся между лесными массивами. И когда тот крохотный хуторок перестал существовать по причине времени, после него осталось лишь небольшое кладбище, как грустный призрак былой жилой  жизни людей. Над могилами стало властвовать время ветров, снегов и беспамятства. Туда пришли люди с других мест Украины, оформили землепользование, построили дом, обустроили хозяйство и стали трудиться. Но первым делом они обустроили порядок и привели могилы, давно ушедшего хуторка, в ухоженное состояние и засветили великую свечу для людей окружающих сел святости, христианских ценностей и порядочности. Это дало благословение Божье их делу и труду на новой для них земле. Весь район знает, что братья Ганенки живут и трудятся с Богом в сердце. Другой пример: жительница пригородного села Романково, что возле города Днепродзержинска Людмила Ивановна Цыганок, лично на протяжении десятков лет ухаживает и оберегает могилы людей, умерших во время голодомора в 1932-1933 годах.

Могила - это высшее напоминание жизненного конца человека и, стоя у могилы, каждый человек подсознательно это чувствует и, имея божественный оптимизм, продолжает шагать по земле в проблемах и суете мирской. Инстинкт самосохранения ведет человека к оптимизму, восприятия каждого мгновения жизни, как радостное благо. И в этом победный - гимн жизни. Современному человеку не надо доказывать божественное начало всего человеческого. Если уже человечеству дано познать и даже моделировать ранее необъяснимые явления и процессы, то без блуда сомнений и терзаний

У человек должен твердо и сознательно связывать свой оптимизм с Богом. В этом и есть великий человеческий оптимизм жизни. И тогда итоговый конец жизни не должен быть страшным и убивающим оптимизм оставшихся людей. Нужно людям глубинней хранить по времени кладбищенские знаки, надгробия и памятники, как доказательства, что горе и скорбь не должны стирать святую память об усопших. Думая и оберегая память о людях своего времени, мы даже подсознательно заряжаем себя оптимизмом, что и мы не будем забыты и не обязательно дорогими постройками на могилах. 

 

Невероятные совпадения 

Старые люди говорят, что на кладбище нельзя строить, нельзя веселиться, нельзя громко говорить и петь, нельзя использовать эту территорию под другие, не духовные дела. С мирской морали это памятно и не вызывает больших возражений. Однако люди часто это игнорируют.

В части города под Баглеем люди построили на десятках гектар химические производства, возник мощный химкомбинат. И начали строить производство удобрений, в этом числе карбамида. Карбамид  наметили соорудить в юго-восточной части комбината. Но эта была балка, на которой хоронили местные жители своих умерших родственников. Так было десятки, десятки лет с прошлых веков. Строительству карбамида  это оказалось препятствием. Выносить кладбище - не выносить - решали инженеры и власти. Процедура выноса кладбища хлопотная и сложная. Начались переговоры с оставшимися в живых родственниками и их семьями. Долго думал Иван Кириллович, и таки уговорил украинцев за цемент и шифер согласиться на не вынос захоронений. Куда и традиции, и святость делись. Насыпали над могилами двадцать метров послойной глины и построили могучий агрегат. Но некоторые старые люди, узнав про это, только качали головами и говорили: «Беда это!». Прошли годы, много полезных удобрений дал комбинат, но однажды пошли обильные дожди, сильно замочили внутреннюю площадку производства, подмоченное основание высоковольтной передачи в 156 тыс. кВт не выдержало и мачты, упала на газопровод высокого давления диаметром два метра. Произошел страшный взрыв и два километра трубы загорелись. Жилой район соцгорода и окружающие пространства вздрогнули. Полтора месяца комбинат приходил к нормальной работе. Удивительная случайность! Совпадения предсказаний?!

При расширении хозяйства городского трамвайного управления было решено на не функционировавшем кладбище построить ремонтную базу. И построили. И снова неожиданная беда, горе, катастрофа. Днепродзержинская трамвайная катастрофа всколыхнула всю Украину. Погибли десятки ни в чем не повинных людей.

Построили памятный знак абстрактной символики, трагедию отмечают, а людей не вернуть. Удивительное совпадение! Мистика?! Наука не доказывает жестко, но в народе знают, что жилье на кладбище строить нельзя. Ну и что! Даже уважаемый нами генеральный секретарь ЦК КПСС, жил в доме, построенном на могилах. Но люди в этом особо элитном доме постоянно болели. Леонид Ильич Брежнев ездил по этому поводу даже к Ванге в Болгарию (информация достоверная).

Как-то ко мне за консультацией обратилась одна жительница г. Днепропетровска из командного состава метростроительства. Приехав из России, ее семья купила в пригороде города (в Таромском) приличный индивидуальный дом, хозяева всей семьи которого вымерли загадочно. Люди населенного пункта выгадывали самые невероятные легенды, ходили слухи. Но одно знали многие, что, дом построен на каком-то особо трагическом захоронении. Прошло короткое время, сын и муж этой женщины ушли из жизни. Приезжей женщине никто толком не мог объяснить, как понимать это горе. Страшные, горестные события, которые бывает, невольно заставляют думать и не спешить рушить вековые остережения народа. Пока официальная наука не дает объяснения, какие космические поля над кладбищем, какие излучения они имеют, какие тайны и мистики они хранят. Как быть в будущем?! 

 

Церковь и кладбища 

Как хранилище тел усопших, души которых якобы покинули его, в полной мере имеет взаимосвязь с религией и естественно имеет отношение с церковью. По христианским канонам в последний путь усопшего отправляют со священником и его обрядом процесса. Это естественно не вызывает ни у кого возражения. Это нужно, и это имеет глубокую теорию и психологическое, душевное смягчение горя.

Затем, по мере цивилизации люди, обогащают свою жизнь использованием новых материалов, и на кладбищах стали: кирпичом, бетоном или камнем, окаймлять гробницы и у изголовья усопшего вместо простого деревянного креста ставить гранитный, металлический. Затем перешли на гранитные плиты размеров 0,6 (0,8 м)- ширины х 1,2 (1,5-1,8 м) - высоты. Во всех случаях традиционно сохраняется надгробное сооружение. Другое дело, что различным людям в зависимости от социального ранга и карьерной лестницы в мирской жизни уделяется различное внимание, и театрализованный процесс проводов имеет разный масштаб и богатство оформления. Но церковная связь с кладбищем очень необходима людям, поскольку это одна венчающих площадок духовных спектаклей Целесообразным было бы обязательное сооружение часовни при каждом кладбище. Это способствовало бы укреплению духовных традиций и обычаев и больше привлекло бы внимание общества к этому духовно специфическому объекту. Церковью кладбища могут спасаться на большие сроки внимания, чем они есть сегодня. Дальнейшие варианты художественного варьирования состоят в введение в комплекс бюстов или полных скульптур или замене этого большими гранитными плитами с изображением желаемого.

Во избежание стихийной картины общих видов проектируемого сектора или квартала процессом выбора вариантов этого строительства и его компоновкой, должны заниматься ответственные профессиональные специалисты кладбища.

 

 

Планировочные, скульптурно - художественные решения кладбищ 

Кладбища особый объект в теме строительства. Роль так называемого похоронного бюро, в основном заключается в показе места захоронения, оказании технической помощи и соответствующего оформления документов. Кладбище - это многолетняя стройка, которой практически власти не уделяют внимания. Народная стихия в зависимости от уровня бедности или богатства наследников и духовных принципов присутствует при этом. На кладбище стоят, кто что придумает. И это стало уже традиционной нормы. В результате, проходят не очень большое время и сооружения - надгробия трещат, разрушаются и приобретают характер брошенной, иногда и вообще забытой площадки.

Один раз в году весенние «набеги» не спасают положение, если еще живы наследники, а если и их нет, то могильные сооружения на разломе и пропадании и не проходит этих двадцать лет, а кладбище можно закрывать, как говорят в народе, грех сказать под бульдозер. Время, к сожалению, стирает все. Без лукавства и лицемерия нужно твердо сказать, что состояние большинства наших кладбищ средних и малых населенных пунктов нуждается в изменении отношения к ним и самое главное необходимо новые кладбищенские площадки решать на новой, государственной основе.

Необходимо признать кладбища музеями под открытым небом. Изготавливать проектную документацию специалистами архитекторами, скульпторами, художниками, озеленителями, инженерами. Иметь официальный штат работников, включая единицу главного архитектора-художника. Стройка должна вестись в строгом выполнении генплана и всех надгробных сооружений. Рассматриваются пожелания и материальные возможности клиентов и им предоставляют вариант решения. Все строительство, как и захоронение, производится организацией, отвечающей за все. Этим полностью облегчаются все проблемы и задачи у наследников. И в дальнейшем уход, сохранение, ремонт надгробных сооружений и всего содержания кладбища - музея под открытым небом ложится на постоянно действующую государственную организацию, а кладбища приобретают другой уровень благоустройства, порядка, безопасности и высшей выразительности как хранилище усопших этого населенного пункта или края. Сюда будут организовываться экскурсии, проводиться лекции об истории края и рассказы о людях которые здесь жили. Тогда не будет брошенных могил, кладбище будет иметь проходимые аллеи, свободные просматриваемые пространства, не загроможденные оградками и мусором и зарослями могилы.

Важный духовно - моральный раздел городского строительства должны вести профессионалы. С этой целью может быть надо ввести конкретный минимальный налог на деятельность всех живущих. При инженерном управлении процессом строительства кладбищ, безусловно, могут скорректировать и нормы позволяющие иметь разнообразие надгробий в виде семейных склепов, братских могильных объединений площадей, уменьшения традиционных размеров могил.

Как показывает мировой опыт, желательно в планировке кладбищ иметь строгую геометрию рационального порядка и доступности, т.е. рядовая застройка с плоскостным решением надгробных элементов. Отсутствием оград, как элементов первобытной защиты от захода животных на могилы позволит ликвидировать загромажденность и свободный доступ к могильным плитам. По желанию заказчиков решения могут иметь индивидуальность, но в общем художественном замысле определенных материальных затрат без провальных контрастов богатства и бедности. Таким образом, удастся избежать резкого нагромождения с завышенным показом богатства и дороговизны одних надгробных сооружений в сравнении со скромностью и бедностью других.

Будут разработаны и выделены равные зоны, и проекты будут иметь корректно объяснимые решения морали и человечности. Вынос проектных решений должен быть выполнен заранее с расчетом на потребности года, х сооружений. Кроме четких фамилий имен и отчеств должно представляться разнообразие текстов скорби и утраты. Наверное, в этом народном творчестве вершина возможностей народной скорби и без специалистов здесь не обойтись.

Вспоминаю могилу Хрущова Никиты Сергеевича. Натуралистичный высокопрофессиональный бюст с мельчайшими детализациями лицевой части с небольшой раздвоенной постаментной колонной. Надгробье небольшое и вызывает удовлетворение скромностью решения. Очень простой и высокохудожественный надгробный памятник Алилуевой Надежде, жене Сталина. Удивительно лаконично и философски оформлена могила Филатова. На могиле уложена плита, на которой имя великого ученого и изображение якобы оставленного им на время, врачебного халата. В этой великой простоте вся глубина философии. Предельно лаконичное оформление могилы великого полководца Суворова Александра Васильевича, в храме — плита с надписью: тут лежит Суворов Александр Васильевич.

Осталась память о могильном решении курскому русскому купцу XVII века. Небольших размеров крест с текстом «Здесь покоится прах русского Купца Небесного Ивана Андреевича 1848-1896 гг.». Почему приведены только скромные решения памятных надгробных сооружений таким людям, которые якобы достойны большего. Этим небольшим скромным решением желаемый эффект достигнут больше, чем многие многометровые нагромождения гранита или металла на могилах современных властителей мира. Складывается впечатление, что оставшиеся наследники богатых людей даже на кладбищенской теме соревнуются между собой кто богаче. Очень впечатляет скульптурная надгробная композиция цыганского феномена Днепропетровщины. Скульптура красивого двадцатишестилетнего молодого парня высотой более двух с половиной метров, величаво стоит на одном из днепропетровских кладбищ с надписью: «Я жизнь вольную люблю!». Хотя на этом кладбище, пожалуй, сотни подобных скульптур, великих людей Днепропетровщины и такое кладбище уже давно должно иметь статус мемориального национального музея под открытым небом.

Мировой опыт человечества по теме захоронений и использованию на современном этапе его отдельных примеров имеет массу очень интересных примеров в более широком виде. Кремацией тел усопших упрощается многие земные проблемы, темы кладбищ облегчаются принципиально, не разрушая духовное понимание этой темы. Конечно, этому должна предшествовать большая работа христианских церквей по просвещению населения и раскрепощению от несколько догматичных традиций прошлого.

Должны быть разработаны все вопросы по размещению урн с прахами усопших в специальных павильонах или стенах колумбария. Если сегодня существуют районные кладбища города, то в случае колумбария может быть общегородское решение.

 

 

Заключение 

Анализ многолетних изучений информации и практического опыта участия в теме художника показывает, что-то духовное состояние людей, через которое решаются вопросы захоронений, административно — технические обустройства и дальнейшее состояние территорий кладбищ и их сооружений требуют государственной корректировки, и нового подхода к теме с учетом времени цивилизации человечества. Человеческий прогресс вошел во все сферы жизнедеятельности людей. Тема утилизации усопших тел осталась и остается такой, какой она была и сотни лет назад. Сегодня эта тема создает проблемы и требует государственной корректировки. Необходимо глубокое всенародное обсуждение этого вопроса и новое законодательство с должным финансированием коммунальных служб и новым статусом темы по ее дальнейшему содержанию, выдерживая и морально - церковные и санитарно - гигиенические и хозяйственные критерии. 

 

Власенко Иван Федорович,

Член национального союза архитекторов Украины

  • 06
  • 09
  • 10
  • 11
  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 15
  • 07
  • 08
  • 12
  • 14
  • 15
  • 01
  • avtoportret khudozhnika
  • chi daleko do afriki
  • kholodniy dush istorii
  • mariya bashkirtseva
  • petro yatsik
  • poet iz pekla
  • prigodi kozaka mikoli
  • privatna sprava
  • ukrainski metsenati
  • 25poetiv

Хто зараз на сайті

На сайті 125 гостей та відсутні користувачі

Відкритий лист