Інститут Україніки

Головне меню

Фотопроект М. Матуса

Семейный альбом 1893 - 1957

Карта проїзду

 

Конечно, это деление смысловых значений креста – условное, так как все перечисленные стороны тесно переплетаются, взаимодействуют и иногда сливаются, раскрывая символическую наполненность и духовное богатство, которые несет в себе каждый отдельный крест. Усилиями коллекционеров, археологов и богословов в конце XIX - начале XX века формируются, изучаются и описываются коллекции предметов церковного искусства, в том числе и крестов. Но крест не может быть вполне понят и правильно оценен в отрыве от православного осмысления и вековой церковной традиции его почитания. В связи с этим возникла необходимость объединить научные знания и учение Церкви о Кресте. Большой вклад внесли в ставрографию выдающиеся исследователи русского искусства - граф А.С. Уваров, профессоры Н.В. Покровский и Н.П. Кондаков, коллекционеры Б.И. и В.Н. Ханенко. К сожалению, в годы советской власти процесс научного изучения крестов приостановился.

Сегодня ставрография возрождается. Ее актуальность была подчеркнута приснопоминаемым Святейшим Патриархом Алексием II и другими видными иерархами Русской Православной Церкви. Ставрографические труды XIX века

Интерес к описанию крестов в отечественной исторической науке проявился в начале XIX века. Одними из первых таких статей были «О Рогволдовом камне и двинских надписях», написанная П. Кеппеном, и «О крестах в Зарайске» К. Аверина. Авторы делают попытку рассмотреть изображения древних крестов с точек зрения исторической и эпиграфической. В середине XIX столетия в некоторых изданиях появляются отдельные описания и воспроизведения особо почитаемых и редких крестов. В труде Г. Филимонова «Описание памятников древности церковного и гражданского быта Русского музея П. Коробанова» также имеются таблицы с литографированными и штриховыми рисунками медных крестов.

Во второй половине XIX века издаются множество каталогов, описей, альбомов музейных и частных собраний, древлехранилищ, ризниц церквей и монастырей. В 1888 г. появилась в свет книга-каталог А. К. Жизневского «Описание Тверского музея», в которой особый раздел составляют кресты, систематизированные по назначению и видам, даны их прориси.

Наряду с описями в XIX веке появляются и церковно-научные исследования по крестам. В 1866 году была издана Г. Филимоновым статья «Значение луны под крестом», в которой предпринимается попытка истолкования семантики креста, основываясь на анализе коллекции афонских резных крестов XVII века из собрания П. И. Севастьянова.

В «Известиях Императорского Археологического Общества» печатается ряд важных статей архимандрита Макария (Миролюбова), в частности в статье «О древних титлах на крестах и на их изображениях» автор анализирует монограммы на древних новгородских крестах и приходит к выводу о появлении надписи «Црь Слвы Iсъ Хс Нiка» на русских крестах уже с XII века.

По полноте информации и обилию представленных крестов, среди дореволюционных изданий выделяются два выпуска «Древностей русских», собрания Б. И. и В. Н. Ханенко, появившиеся в 1899 и 1900 годах . В них описаны и воспроизведены более трехсот памятников медной мелкой пластики с попыткой их атрибуции на основании внешних признаков, сохранности, места находки и района распространения и др.

Самым значительным по количеству опубликованных крестов того времени был «Каталог собрания древностей» графа А. С. Уварова. В отделах X и XI каталога собрано более 450-ти крестов, расположенных частично по классификации, предложенной А. И. Шляпкиным: кресты поклонные, осеняльные, намогильные, наперсные, тельные (нательные), энколпионы (мощевики) и др. О знаменитой работе А. И. Шляпкина «Древние русские кресты. Кресты Новгородские до XV века, неподвижные и не церковной службы», в которой впервые была представлена наиболее полная классификация всех типов монументальных крестов, можно сказать, что она наиболее объемно представляет типологию всех известных в настоящее время «неподвижных» крестов Севера России.

Ставрография в XX веке

Положение в ставрографии резко изменилось после революции 1917 года, в особенности после перехода государства к последовательной антицерковной политике. Ставрографию как науку просто попытались уничтожить. В советское время на долгие годы были прекращены какие-либо научные исследования в этой области. Сильно пострадали искусствоведческое и историко-описательное направления, поскольку была исключена возможность толкования памятников в литургическом или историко-церковном контексте. Из посвященных крестам трудов того времени можно назвать две работы, которые вышли в Троице-Сергиевой Лавре: «Опись крестов Троице-Сергиевой Лавры до XIX века и наиболее типичных XIX века» Олсуфьева Ю. А. и «Амвросий, Троицкий резчик XV века» Флоренского П. А., Олсуфьева Ю. А.

Многие десятилетия тема Креста как главного христианского символа, тема крестной жертвы Спасителя за грехи мира находилась под запретом в обществе государственного атеизма. Лишь в самом конце XX столетия началось возрождение науки о Кресте.

В 1960 – 80-е годы постепенно в свет начали появляться работы историков, археологов Т. В. Николаевой и Г. К. Вагнера, в которых большое место отводилось атрибуции крестов. На отдельные типы крестов начинают обращать внимание искусствоведы В. Н. Лазарев и Н. Е. Мнева, Н. Г. Порфиридов, А. В. Рындина, В. Н. Залеская, И. А. Стерлигова и др.

На рубеже второго и третьего тысячелетий появляются отдельные статьи и брошюры, посвященные крестам. Тема Креста подымается как в православных, так и в светских изданиях, о чем рассказывается в «Ставрографическом сборнике». Особенно можно выделить следующие работы: «Радуйся, живоносный Кресте!» епископа Могилевского Виталия (Гречулевича). «Православное учение о Кресте Господнем» - это переиздание двух статей из «Журнала Московской Патриархии»: «Крест: знак и значение» В. Иванова (ЖМП, 1973 год, № 1) и «Спасительное дело Христа на кресте и в Воскресении» архиепископа Брюссельского Василия (Кривошеина) (ЖМП, 1973, № 2). Так же примечательны статьи о крестах Филатова В. В., Рындиной А. В., Пуцко В. Г. , вошедшие в сборник статей «Искусство Христианского мира».

Современные труды по ставрографии

Книга петербургского ювелира Ю. А. Федорова «Образ креста» посвящена истории и символике православных наперсных крестов, которые автор называет нагрудными. В основной части работы автор касается вопросов иконографии Креста, его изображении в раннехристианский период, анализирует типологию нательных и наперсных крестов, их функциональное назначение. Особый интерес представляет глава V «Символический язык крестов XVII века», в которой дается богословское истолкование наперсных крестов этого периода и анализируется пластическое решение форм и орнаментации предметов. В этой же главе приводятся основные тексты молитв кресту, помещаемые, как правило, на обороте нательных и наперсных крестов.

Событием для всех интересующихся меднолитой мелкой пластики стал выход первого в России альбома-каталога «Кресты, иконы, складни» Гнутова С.В., Зотова Е.Я. Первый раздел «Кресты» предваряется статьей, дающей представление о назначении, типологии, иконографических и стилистических особенностях крестов. В альбоме представлены 57 предметов - кресты-тельники, кресты наперсные, в том числе и кресты-энколпионы (мощевики), кресты напрестольные, моленные - иллюстрации которых наглядно показывают, как усложняется иконография и крест становится центром композиции большого походного иконостаса.

В 2003 году появляется одна из самых значительных ставрографических монографий: «Древнерусские энколпионы» (мощевики), которую, пожалуй, можно назвать самым полным, разносторонним, комплексным исследованием древнерусских крестов-мощевиков. Этот труд делится на две части: первая принадлежит выдающемуся российскому археологу Г.Ф. Корзухиной, а вторая А.А. Песковой. Монография включает в себя богатейший библиографический и музейный материал.

Около 200 крестов X - XX веков, найденных за последние 10 лет при помощи селективных металлоискателей в пределах Европейской части России, детально описаны в книге Станюкевич А.К. «Тысячелетие креста». Здесь представлены мощевики, нательные и наперсные кресты, хранящиеся в нескольких частных коллекциях. Подобна ей книга Кирикова А.А. и Бережкова В.Н. «Антология православного художественного литья», в которой впервые публикуются 395 крестов из двух частных собраний Москвы.

Еще одним уникальным изданием является книга-альбом С. В. Гнутовой «Крест в России». Это – единственная на сегодня попытка составить образ Креста в России, выявить, насколько многообразна его символика, глубоко его почитание. Книге предпосланы обращение к читателям Святейшего Патриарха Алексия II и «Размышления о Кресте» митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, написанные специально для этого издания.

 

Источник: http://svoykrest.ru

  • 06
  • 09
  • 10
  • 11
  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 15
  • 07
  • 08
  • 12
  • 14
  • 15
  • 01
  • avtoportret khudozhnika
  • chi daleko do afriki
  • kholodniy dush istorii
  • mariya bashkirtseva
  • petro yatsik
  • poet iz pekla
  • prigodi kozaka mikoli
  • privatna sprava
  • ukrainski metsenati
  • 25poetiv

Хто зараз на сайті

На сайті 28 гостей та відсутні користувачі

Відкритий лист