Інститут Україніки

Головне меню

Фотопроект М. Матуса

Семейный альбом 1893 - 1957

Карта проїзду

 

Схватив однажды, они проволокли этот символ сквозь тьму веков. Щетинясь с куполов в небо, коренясь в изголовье чьего-то праха, болтаясь персональной голгофой на миллионах жаждущих спасения и благодати шей, две схлестнувшиеся линии воспринимаются не иначе как исконный символ известно чьей веры. Церковь получила на этот знак своеобразную негласную монополию (осталось только официально зарегистрировать как собственный трэйд-марк).

Однако, может ли этот символ называться действительно христианским по определению? Полагаю, многие считают что крест, как священный, наделенный силой знак, был порождением христианской веры и использовался ее приверженцами с самого начала. Святой отец может часами повествовать о великом значении креста для ищущих дорогу на небо, однако промолчит об истории возникновения и принятия сего символа веры христианами. Прошлое надежно утоптано в пыль...  

  Между тем крест действительно с древнейших времен являлся сакральным символом, однако силу свою он обрел вовсе не после того, как состоялась, очевидно, самая знаменитая  в мире казнь.

Возникновение образа креста относится к неолиту, хотя отдельные элементы этой фигуры возникали еще в верхнем палеолите. Этот символ имеет самое прямое отношение к солнечным культам. Тогда он символизировал вовсе не некую сомнительную жертву, о которой собственно, никто не просил. Две скрещенные линии - как символ огня земного, рождаемого трением двух деревянных палок, и крест в круге - огонь небесный. Уже тогда  крест занял важное место в символике европейско-азиатского культурного круга, а также был известен как символ в Австралии, Океании, доколумбовой Америки.

Крест веками считался священным символом в Индии среди нехристианского народа, будучи эмблемой пылающих палиц бога огня Агни. Крестом помечались кувшины со святой водой из реки Ганг. В любой книге о Египте, где показаны древние памятники или стены древних храмов, можно заметить кресты в виде буквы «Тау». В бронзовом веке, особенно среди галлов, крест крайне часто можно было увидеть на гончарных и ювелирных изделиях, а также на монетах. Крест можно было встретить в Мексике, Перу и Центральной Америке. Там крест служит обозначением четырех ветров, которые приносят дождь. Такая же символика креста и у индейцев из племени дакотов. В Вавилоне крест предавал четыре фазы Луны. В Скандинавии кресты обозначали границы владений, могилы вождей, силу молота Тора.  Женщины Кабула, несмотря на то, что они магометане, татуируют кресты между глазами. На своих лбах татуировали кресты патагонцы. В мексиканском городе Palenque, основанном  за 9 веков до христианской эры, есть языческий храм, именуемый «Храмом Креста». На плите алтаря вырезан крест размером 6,5х11 футов. Изображения креста в круге были найдены на стенах пещеры во французских Пиренеях, служившей жильем для первобытного человека за 10 тысяч лет до «рождества». В шотландском Калланише сохранились композиции, составленные из огромных каменных глыб в форме креста в круге, датированные 20-19 вв. до н. э. Крестообразные эмблемы носили персы во время сражений с Александром Македонским. Весталки языческого Рима носили кресты на цепочках. Много веков тому назад в еще не зараженной христианством Италии крест почитали, как защитника и устанавливали над могилами. В Африке династия Yaricks, установившая царства от Нигера до Нила, имела изображение креста на щитах. Жрецы Изиды носили кресты во время обрядов поклонения. В Александрии крестом был увенчан храм Сераписа. Крестообразную форму имел Храм Сфинкса...

В момент возникновения христианства крест был широко распространенным языческим символом. Ранние же христиане, будучи тогда всего лишь сектой, наоборот избегали пользоваться этим символом. В их обиходе были иные символы - агнец, рыбы, якорь, трезубец. На то время на территории Римской империи был очень распространен культ бога Митры, чьим символом был опять же крест. Для того, чтобы повысить престиж отступнической сектантской христианской церкви, в нее активно вовлекались язычники.

Будучи не в силах искоренить их символику, христиане прибегают к методу, который в будущем будет ими применен еще неоднократно. Этот трюк известен всем - если невозможно уничтожить что-то, нужно перекроить это и назвать своим. Не будучи в состоянии предложить что-то свое собственное убедительное, воруется и присваивается чужое. Так в последствии на месте капищ вырастали церкви, древние праздники вписывались в церковный календарь, древних богов заменяли «святые». Сначала, дабы привлечь в лоно новой веры больше человеков, новообращенным язычникам позволялось носить их привычную старую символику, а со временем крест  утверждается как христи-символ. Противореча своим догматам и правилам христианство, по сути, превратило крест в идола.

Постепенно крест начинает все чаще использоваться уже как якобы один из символов христианской веры. Благо был и повод - форма совпадала с орудием казни всем нынче известного плотника, радевшего за судьбу всего человечества. Хотя греческое слово «stauros», переведенное в новом завете именно как «крест», имеет значение «вертикально стоящий столб» или «бревно». К тому же, на то время для распятия применялись различные орудия: помимо «латинского» креста  -  уже упомянутый обычный столб, кресты в форме букв «Т» и «Х». Но даже если крест на Голгофе имел форму латинского, то чем объяснить тот факт, что, к примеру, католическая энциклопедия насчитывает 40 видов различных крестов как христи-символов? Пусть даже голгофский крест положил начало к его употреблению церковью, но как быть с оставшимися 39-ю? Ответ очевиден - эти древние символы были лицемерно присвоены, дабы обрести контроль над дохристианской традицией.

Весьма сомнительным символом является и вариация креста - распятие. Казалось бы, это уж действительно исконно христианская метка. Однако ранние христиане к распятию относились с явным отвращением, о его изображении и использовании как символа не могло быть и речи. На тот момент распятие воспринималось как орудие пытки и казни, никак иначе. Но, переняв языческий крест, необходимо было придать ему христианские мотивы. Начинается перекраивание. Так как изображать самого распятого запрещалось, первые изображения выглядели так: крест и рядом с ним агнец. Затем агнец стал изображаться на фоне креста. И намного позже появляется фигура на кресте. Сам образ распятия был утвержден церковью только в шестом веке. Тема пригвожденного к дереву бога тоже была перенята из дохристианских времен. К примеру, скандинавский Один несколько дней висел приколотый собственным копьем к мировому древу Иггдрасилль.

...Несколько отклонюсь от темы, но меня весьма позабавила христианская «расшифровка» мастей игральных карт: «крести» или «трефы» - крест, распятие; «пики»/ «вини» - копье римского легионера Лонгина, которым пронзили распятого; «черви» - это губка, пропитанная уксусом, с помощью которой поили мессию; «бубны» - кованые четырехгранные гвозди, использованные при распятии. Сами же карточные игры есть откровенным издевательством над темой распятия. Ну что тут еще скажешь...

По сути, крест был просто украден и присвоен. Из древнего сакрального символа его превратили в клеймо на челе массостада.

СИМВОЛ СМЕРТИ

Несмотря на условно-позитивные значения, которыми обладает крест в различных традициях, две перекрещенные линии одновременно есть  символом Смерти. Именно так он изначально трактовался христианами. С началом крестовых походов он начал ассоциироваться со смертью и у нехристианских народов. Пылающий крест, перенятый  Ку-клукс-кланом у шотландских горцев, стал символом смерти для чернокожих... Крест тесно связан со Смертью в поверьях славян. Поляки верили, что у детей, использовавших крест в качестве игрушки, непременно должны умереть родители.            В Словении существовало поверье, будто человек, нашедший орех, в сердцевине которого "крест", обязательно умрет. У белорусов при гадании о судьбе больного образованный воском крест предвещал смерть. Также считалось, что упавшие крестообразно щепки от горящей лучины являются приметой скорого покойника в доме.  По белорусскому обычаю, крест, что несли перед погребальной процессией, непременно должен быть покрыт холстом, иначе умерший будет ходить на том свете голым.  В некоторых областях Болгарии крест изготавливали одновременно с гробом. Считалось, что на "том свете" крест становится конем, а гроб седлом. На грудь покойнику в Закарпатье клали крест из соломы, который потом заменялся крестом, принесенным из церкви.  Жители этого региона верили, что именно на могильный крест садится душа человека в момент опускания в могилу тела умершего.

 Смерть на кресте: по всей видимости, изобретателями казни распятием являются финикийцы. Затем «изобретение» переняли карфагеняне, а позже - римляне. В Риме и его колониях к распятию приговаривали лишь закоренелых злодеев и изменников - это был самый позорный вид казни. Осужденного сначала бичевали кнутом или свежими прутьями, затем заставляли нести крест к месту казни - обычно это был холм за городом или просто обочина дороги. Крест врывали в землю, осужденного поднимали веревками на перекладину, привязывали к ней, а затем пригвождали руки. Ноги иногда привязывали, иногда пригвождали. Причина смерти зависела от того, перебивали ли жертве голени. Если этого не делали, смерть наступала от обезвоживания организма. При перебитых голенях осужденный умирал от удушья. Так как он не мог опираться на ноги при дыхании межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса должны были поднимать еще и вес тела. Естественно, что довольно скоро мышцы уставали, дыхание становилось все более частым, и нарастала дыхательная недостаточность. В нормальных условиях человек делает 16-18 дыхательных движений в минуту. При первой стадии дыхательной недостаточности движения учащаются до 25, при второй - до 30. А при третьей (предсмертной) человек осуществляет до 40 дыхательных движений в минуту. До третьей стадии распятый доходит за 10-12 часов, а физически крепкие люди могут мучиться до нескольких суток. Распятие активно применялось как на Западе, так и на Востоке. После подавления восстания Спартака римляне распяли по обочинам дорог 6 тысяч восставших рабов. Александр Македонский после взятия финикийского города Тира повелел пригвоздить к крестам вдоль берега моря 2 тысячи человек. В Японии в средние века так же обходились с участниками крестьянских восстаний. В 1918 году  после оставления Киева частями Красной Армии, был найден крест, на котором большевики распяли поручика Сорокина. Распятие как вид казни за нарушение мусульманского права до сих пор сохраняется в законодательстве Судана. Правда, распинают уже мертвое тело.

 По материалам сайта: http://citadel13.narod.ru/

 

  • 06
  • 09
  • 10
  • 11
  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 15
  • 07
  • 08
  • 12
  • 14
  • 15
  • 01
  • avtoportret khudozhnika
  • chi daleko do afriki
  • kholodniy dush istorii
  • mariya bashkirtseva
  • petro yatsik
  • poet iz pekla
  • prigodi kozaka mikoli
  • privatna sprava
  • ukrainski metsenati
  • 25poetiv

Хто зараз на сайті

На сайті 118 гостей та відсутні користувачі

Відкритий лист