Інститут Україніки

Головне меню

Карта проїзду

 

Ранний (нижний) палеолит (от появления человека до 150 тыс. лет назад). Первобытный человек на территории Украины появился почти 1 млн. лет назад, в период раннего палеолита.

 Наш регион, как и Европа, в целом, не входил в ареал антропогенеза. По мнению археологов, достовернее всего, что самые древние люди (архантропы) пришли на территорию Украины из Передней Азии через Балканы и Центральную Европу. Эта миграция не была одномоментным актом, а волнообразно длилась в течение многих тысячелетий. Остатки самых давних стоянок первобытных людей на территории Украины найдены около с. Королево (Закарпатье), г. Амвросиевка (Донбасс), с. Лука-Врубливецкая (Хмельниччина). Всего известно на территории Украины свыше 30 стоянок времени раннего палеолита. Архантропы жили небольшими группами, которые образовывали первобытное человеческое стадо. Эта первая форма социальной организации базировалась на основе кровнородственных отношений. Хозяйство первобытных людей было присваивающим, потому что базировалось на сборе плодов, ягод и съедобных корней, и охоте на животных. Основными орудиями труда архантропов стало ручное рубило, которое изготовлялось путем оббивания каменной заготовки с двух боков. Это орудия имело вытянутую, приплюснутую форму длиной 20-25 см, весом до 1,5 кг. В руках первобытного человека рубило стало универсальным инструментом влияния на окружающий мир. В зависимости от ситуации оно исполняло роль топора, кайла, метательного камня, и тому подобное. Появление однотипных каменных орудий вроде рубила свидетельствует о зарождении мышления, начало перехода к сознательной производственной деятельности.


Средний палеолит (150-35 тыс. лет назад). В конце раннего палеолита природа испытала значительные изменения: климат стал суше, состоялось некоторое поднятие поверхности, началось дежурное, но в этот раз наибольшее похолодание. Последствия этих кардинальных сдвигов в природе стали особенно ощутимыми в среднем палеолите (мустьерская эпоха). Северная и большая часть Центральной Европы были закованы в ледовый панцирь толщиной свыше 600 метров. На территории Украины южный предел максимального оледенения ориентировочно проходил около таких современных городов: Львов, Ковель, Житомир, Кременчуг, Миргород, Сумы. Изменения в природе заставили первобытного человека приспосабливаться к новым условиям существования. Заметное уменьшение флоры, предопределенное сухим резкоконтинентальним климатом, появление новых представителей фауны - мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей, пещерных медведей и других животных, привели к тому, что традиционное для предыдущего периода собирательство все больше уступает место охоте, которая играет в жизни человека мустьерской эпохи решающую роль. В это время заметно улучшается технология изготовления орудий труда, становится разнообразной их форма и назначение: ручное рубило совершенствуется; появляются каменные остроконечники, которые использовались в качестве острия для копий; получают распространение скребла, которыми обрабатывали шкуры животных. Заметное осложнение условий жизни не остановило поступательного физического и умственного развития человека. В результате эволюции на смену архантропу в мустьерскую эпоху приходит неандерталец (название происходит от местности в Германии, где были найдены остатки костей). Он был невысокого роста, сутулый, имел большую голову удлиненной формы с низким лбом и нависающей надбровницей. Объем его мозга составлял от 925 до 1800 см3, особенно были развитыми участки мозга, связанные с пространственно-координационными функциями и их контролем. Неандерталец как более развитой тип человека невзирая на сложные условия существования, заметно расширил в сравнении со своим предшественником - архантропом ареал обитания. Найденные археологами на территории Украины 200 мустьерских стоянок (Киик-коба и Холодный Грот в Крыму, Антоновка на Донбассе, Рихта на Волыни, Молодово на Днестре но др.) - убедительное тому подтверждение. Борьба за существование заставила человека в среднем палеолите изготовлять одежду из шкур животных, интенсивно заселять пещеры, строить искусственное наземное жилье, не только использовать, но и добывать огонь. Благодаря этому человек стал более защищенным и менее зависимым от естественных условий. В мустьерскую эпоху начали закладываться первоосновы духовного мира человека. Неандертальские захоронения в пещерах Крыма свидетельствуют о зарождении религиозных представлений и верований, а найденные на некоторых стоянках кости, резные геометрическим орнаментом, с гравируемыми на них контурами животных и людей, остатками нарисованных черной краской линий - о первых шагах изобразительного искусства.
Поздний палеолит (35-11 тыс. лет назад). Этот этап в истории человечества в сравнении с предыдущими достаточно короткий, но он характеризуется значительными изменениями в экономике, сфере социальных отношений, искусстве. Бесспорно, центральным событием этого периода стало завершение почти 35 тыс. лет назад процесса физического и умственного формирования человека современного типа - homo sapiens. Этого человека за местом первой находки ее костей в гроте Кро-маньйон (Франция) называют кроманьонцем. С появлением кроманьонцев процесс усовершенствования и разнообразия орудий труда пошел чрезвычайно быстрыми темпами. В позднем палеолите начали изготовлять каменные резцы, ножеподобные пластины, наконечники копий, дротики и тому подобное. Человек овладел техникой обработки костей и рогов, из которых изготовляла себе гарпуны, шил, иглы но др. Кроманьонцы стали использовать первые орудия с вкладышами, так называемые сложные орудия, изобрели копьеметальное устройство. Инструментарий насчитывал почти 100 типов орудий труда. Последнее, четвертое, оледенение, которое состоялось в позднем палеолите, превратило коллективную отрядную охоту на диких коней, бизонов, северных оленей и мамонтов, в основной вид занятий кроманьонцев, который обеспечивал их жизнедеятельность. Постепенно сложилась определенная специализация охотничьих коллективов. Так, почти 20-14 тыс. лет назад на территории Украины достаточно четко выделяются две зоны с разным типом хозяйства: юго-восточная - охотников на бизонов, и северо-западная - охотников на мамонтов. Заметное совершенствование и разнообразие орудий труда, повышение производительности охоты (несколько охотников легко могли подстрелить мамонта весом 1-2 тонны), дали возможность кроманьонцам отказаться от изнурительных миграций в поисках еды и вести более оседлый образ жизни. Главным образом на берегах рек они строили свое жилье - землянки и полуземлянки, которые в своей совокупности образовывали первобытное поселение - стоянку. Новым явлением позднепалеолитического периода стало возникновение хозяйственно-бытовых комплексов, которые образовывались из стоянок, на которых располагалось жилье, нескольких углубляющихся в почву участков, где обрабатывали кремень, кость, рог, а также из ям-хранилищ и очагов за пределами жилья. На территории Украины найдено почти 800 позднепалеолитических стоянок (Радомишльская на Житомирщине, Мизинска на Черниговщине, Межирицкая на Каневщине и др.). Общая оседлая жизнь первобытных людей, локальное скопление поселений, является свидетельством не только прогрессивных изменений в экономике, но и существенных сдвигов в сфере социальных отношений. Поздний палеолит - это время, когда на смену первобытному стаду пришла родовая община. Стержнем родовой организации общества был род - объединение кровных родственников по материнской линии. Главным лицом рода была женщина, из-за того, что родословная при групповом браке могла вестись лишь по женской линии, кроме того, она выступала в роли хранительницы семейного очага и ведала пищевыми запасами. С появлением кроманьонцев неупорядоченные эндогамные половые отношения уступают место экзогамии: возникает обычай, который запрещал браки между членами одной родовой группы. Это способствовало сближению разных родов. На основе семейных отношений происходила консолидация родов в племена, формировалась племенная организация общества, в результате чего постепенно сложился родовой первобытнообщинный строй. Характерными чертами этого строя были общее владение средствами производства и уравнительное распределение достояний труда. Пытаясь объяснить механизм мироздания и определить свое место в окружающей действительности, первобытный человек во время позднего палеолита активно формирует первоосновы собственного религиозного сознания: тотемизм - веру у общего для конкретного коллектива предка - определенного животного, растения и тому подобное; анимизм - веру в существование души и духов, которые якобы повелевают всем вещественным миром; фетишизм - поклонение предметам неживой природы, веру в сверхъестественные свойства материальных вещей; магию - обряды, связанные с колдовством, увещеванием, верой в умение человека вызывать сверхъестественные явления. В эпоху позднего палеолита заметного развития приобрела духовная жизнь человека, о чем свидетельствуют найденные фрагменты образцов прикладного и изобразительного искусства. Особенно часто при раскопках позднепалеолитических поселений встречаются фигурки птиц и стилизованные женские статуэтки, "палеолитические Венеры". Женские изображения характеризуются пластичной выразительностью и монументальностью и олицетворяют представление первобытного человека о единстве родового коллектива. Палеолитические рисунки, выполненные кроманьонцами на костях или стенах пещер (например, на Кирилловской стоянке был найден осколок бивня молодого мамонта, на котором была вырезана голова птицы и, возможно, черепаха), по мнению специалистов, является элементами охотничьего ритуала, который имитировал процесс охоты на добычу. С охотничьими обрядами, очевидно, связанны и другие виды искусства, существование которых подтверждают археологические раскопки, в частности музыка и хореография. Так, на стоянке Молодово была найдена флейта, изготовленная из кости оленя, в Мезине - ансамбль ударных инструментов из костей мамонта, окрашенных красной краской, в Гагарино - стилизованные статуэтки женских фигурок в танцевальной позе. В целом искусство позднего палеолита свидетельствует о том, что ум человека в это время только просыпается, а в его миропонимании жизненный опыт рода и собственные наблюдения тесно переплетались с фантастикой и магией.
Мезолит (10-6 тыс. лет назад). Начало мезолита (среднего каменного века) хронологически совпадает с окончанием ледникового периода. Климат смягчается и становится близким к современному, что существенно повлияло на фауну и флору. Традиционные для предыдущего периода объекты охоты или же вымирают, как мамонты и шерстистые носороги, или же отходят на север. Животные, которые пришли им на смену (кабан, волк, лиса, бобер, и тому подобное), были значительно мельче и более подвижными. Именно поэтому в мезолите перед первобытными охотниками остро стали проблемы изменения приемов охоты, изобретения более эффективного в новых условиях оружия, поиска альтернативных охоте источников питания. Человек не только существенно совершенствует старые орудия труда (они становятся меньше по размерам, более удобными и более эффективными), но и создает новый инструментарий для обработки дерева - долото, топор, тесло, изготовляет вкладышные орудия (ножи, кинжалы, копья) с кремневыми пластинами. Центральным событием развития первобытной техники во время мезолита было изобретение первого "механического оружия" дистанционного действия - лука и стрел. Появление этих орудий охоты имело чрезвычайно важные последствия: во-первых, существенно выросла производительность труда охотников - убивать животных можно было с большого расстояния, а птиц - на лету; во-вторых, оно способствовало перестройке социальной жизни, поскольку человек мог сам себя прокормить, многолюдные охотничьи коллективы распались и на смену им пришла индивидуализация производства и потребления, заметно выросла роль парной семьи. Исчезновение больших стадных животных, рост населения, массовое истребление дичи, в результате использования лука и стрел обусловили кризис охотничьего хозяйства. В поисках альтернативных средств существования человек активнее начинает заниматься рыболовством. Очевидно, сначала это было вариантом охоты с копьем, гарпуном или луком, но впоследствии техника рыболовства существенно усовершенствовалась: были изобретены крючки, сеть с поплавками, блесны из речных черепашек, сложная система загородок на реках и озерах, а также плоты из связанных бревен, лодки, выдолбленные из стволов деревьев, и тому подобное. Кризис охотничьего хозяйства обусловил повышение роли не только рыболовства, но и собирательства. Главными объектами собирательства были разнообразные съедобные растения и ягоды, а также раки и моллюски. Стабильности существования человека в эпоху мезолита способствовало приручение диких животных (сначала собаки, а затем - свиньи). На территории Украины насчитывается почти 1000 известных в настоящее время достопримечательностей мезолита (Мурзак-коба и Фатьма-коба - в Крыму, Гребениковская стоянка - на Одещине, Журавская - на Черниговщине но др.).
Неолит. (VI-IV тыс. до н.э.). Новый каменный век (неолит) был чрезвычайно динамическим, переломным в истории человечества. Английский археолог Г. Чайлд назвал этот период неолитической революцией. Суть ее заключается в переходе от традиционного присваивающего хозяйства (охота, собирательства, рыболовство) к воспроизводящему (земледелие и скотоводство). Благодаря этому люди не только достигли заметного роста производительных сил, но и создали более благоприятные условия жизни: еда стала разнообразнее, ее добывание стабильным, появились пищевые запасы. Переход от присваивающих форм ведения хозяйства к воспроизводящим длился в течение многих веков и имел свои особенности в разных регионах. Специалисты выделяют в пределах Украины две культурно-хозяйственных зоны: юго-западную (лесостепное Правобережье, Западная Волынь, Поднестровье, Закарпатье) - земледельческо-скотоводческую и северо-восточную (лесостепное Левобережье, Полесье) - охотниче-рыболовецкую. Самыми известными достопримечательностями неолитической культуры является Каменная Могила вблизи Мелитополя, с. Микильская Слободка на Киевщине, с. Бондариха на Сиверском Донце. До конца 90-х годов археологами обнаружено почти 500 ячеек жизни эпохи неолита, которые представляют свыше десятка неолитических культур (дунайскую, буго-днестровскую, сурско-днепровскую и тому подобные). Неолитическая революция способствовала переходу человечества к принципиально новой экономике, новому образу жизни. Ее характерными чертами были: 1. Изобретение и распространение качественно новых способов изготовления орудий труда. Во время неолита традиционные формы обработки камня - оббивание, скалывание, отжим - уступают место шлифованию, пилению, сверлению. 2. Возникновение новых видов производства и изготовления искусственных продуктов. В эпоху неолита человек перешел от пассивного присвоения даров природы к активному превращению окружающей действительности силой своих ума и рук. Именно в этом процессе возникает производство керамической посуды, прядения, а в дальнейшем и ткачество. Изделия из керамики дали возможность не только длительное время хранить воду, сыпучие продукты, но и готовить вареную еду. Обожженная на огне глина стала первым искусственным материалом, который создал человек. Прядение обусловило изобретение прясла - первого маленького колеса, которое, возможно, стало прообразом колеса в транспорте. Кроме того, на основе прядения возникло ткачество, которое дало еще один искусственный продукт - ткань. 3. Переход к оседлому образу жизни. Земледелие и животноводство были более производительными, чем охота и собирательство. С появлением пищевых запасов жизнь человека стала стабильнее, миграцию заменила оседлость. О переходе к оседлому образу жизни в эпоху неолита свидетельствуют построение постоянного жилья, появление многочисленных захоронений умерших неподалеку от жилищ и др. 4. Активное формирование стад домашних животных, использования их, как тягловой силы. Переход в неолите от охоты к скотоводству обусловил приручение почти всех больших домашних животных - быка, свиньи, козы, овцы. Лишь коня одомашнили уже в медном веке. С появлением примитивного наземного транспорта (саней и волокуш) человек начинает использовать скот как тягловую силу. 5. Существенные сдвиги в демографической сфере. Значительный рост населения предопределяет заметное увеличение количества и размеров поселений, плотности их застройки. Как свидетельствуют археологические раскопки неолитических захоронений, растет продолжительность жизни человека (в среднем его возраст составлял уже 30-32 лет). Некоторые специалисты утверждают, что в результате улучшения условий жизни состоялся неолитический "демографический взрыв" и население земного шара выросло с 5 до 80 млн. лиц. Другие считают, что в неолитическую эпоху лишь несколько уменьшилась детская смертность. Переход к земледелию и скотоводству способствовал заметным изменениям в организации общественной жизни: росту роли парной семьи, расцвета племенной организации общества, зарождению институтов родовой власти (появление в захоронениях времени неолита властных символов - каменных булав). Этот переход существенно повлиял и на миропонимание человека, ее духовный мир. Земледельческий цикл, сезонное размножение домашних животных, требовали расширения традиционного информационного круга, возникала необходимость накопления новых знаний. При новых обстоятельствах жизни неолитический человек должен был не только учитывать климатические изменения и сезонный круговорот явлений природы, но и предусматривать их. Под воздействием новых знаний об окружающем мире примитивная охотничья магия все больше уступает место развитым земледельческим и скотникам культам. В период неолита зародилась крестьянская (земледельческая) цивилизация, которая вскоре стала господствующей в Европе, вплоть до возникновения и широкой перестройки городов. Ее характерными чертами является аграрная экономика; ручной труд; минимальное потребление и простой быт; замедленный темп жизни; органическое погружение в природу и зависимость общественного развития от природно-климатических ритмов; естественно демографическая саморегуляция (увеличение количества пищевых продуктов предопределяет усиленное размножение, уменьшение, - вымирание).
Энеолит. (IV-III тыс. до н. э.). Медный, или медно каменный век (энеолит), был переходным этапом от каменного века к эпохе металла, временем окончательного утверждения доминирующей роли воспроизводящего хозяйства. В поисках сырья для изготовления орудий труда древние люди натолкнулись на чистую самородную медь, залежи которой выходили на земную поверхность. Ученые считают, что медь сначала воспринималась как вариант мягкого камня или глины. И только впоследствии человечество научилось обрабатывать медь - от холодной ковки к плавке и литью. Регионами, где началась обработка меди, были Балканы, Подунавье (Трансильвания), Закавказье, откуда медная руда и изделия попали на территорию Украины. Впоследствии появились рудники медной руды на Донбассе. Постепенное вытеснение каменных орудий труда медными, переход от мотыжного земледелия к ранним формам пахотного с использованием тягловой силы быка способствовали росту производительности труда, оживлению примитивных, обмену и торговле, развитию имущественной дифференциации. Эти процессы создавали предпосылки для расписания первобытнообщинного строя. Именно в эпоху энеолита начинается первое большое общественное разделение труда, в основе которого лежало выделение пастушьих племен. Земледельцы, тяготея к оседлости, изобрели рало, смастерили стол, изобрели печь, построили большие укрепленные поселения, а скотоводы, склонные к миграции, приручили коня, активно эксплуатировали колесный транспорт, совершенствовали оружие. Самой яркой археологической культурой времени энеолита была Трипольская культура (IV-III тыс. до н. э.). Ее название происходит от с. Триполья на Киевщине, рядом с которым В. Хвойкой в 1893 г. была обнаружена первая достопримечательность этой культуры. Ареал распространения трипольской культуры достигает 190 тыс. км2, которые в настоящее время входят в состав территории Украины, Молдовы и Румынии (лишь в Украине найдено свыше 1000 трипольских достопримечательностей). Историки до сих пор не пришли к общей точке зрения относительно происхождения трипольцев. Одни убеждены, что трипольская культура имеет автохтонное происхождение и сформировалась на почве буго-днестровской неолитической культуры (В. Даниленко, В. Маркевич). Вторые считают трипильцев прафракийцами, которые пришли из Нижнего Подунавья и Балкан (О. Трубачев, Д. Телегин). Третьи склонны к синтезному подходу: трипольская культура является следствием взаимодействия древних автохтонных культур и неолитических культур Балкано-Дунайского региона (И. Черников). Трипольская культура многогранна и самобытна. Ее характерными признаками в экономической сфере были зерновое земледелие; постепенное вытеснение мотыги ралом; приселищный характер животноводства; появление медных орудий труда при сохранении доминирования каменных и кремневых; в сфере общественных отношений - переход от матриархата к патриархату; зарождение межплеменных объединений; формирование иерархической структуры родов; сохранение большой семьи, которая состояла из нескольких парных семей как основного общественно-экономического звена; зарождение элементов частной собственности; в сфере быта - построение больших глиняных зданий, образование гигантских протогородов, с населением почти 15-20 тыс. жителей; миграция поселений из-за истощения земли каждые 50-100 лет; расписная плоскодонная керамика с орнаментом, который выполнен желтой, красной и черной красками; в духовной сфере - доминирование символов плодородия, материализация их в символы благосостояния - женские статуэтки, изображения солнца, месяца, воды, глиняные фигурки животных. Будучи своеобразным связывающим звеном между Западом и Востоком, трипольская культура по уровню своего развития впритык приблизилась к первым мировым цивилизациям Малой Азии и Египта, но, к сожалению, лишь приблизилась. Похолодание, нарушение экологического баланса, предопределенное экстенсивным характером ведения хозяйства, противостояние трипольских общин западного и восточного регионов, нарастающее давление на земле трипольцев степных племен скотоводов привели к упадку трипольской культуры, которая не смогла полностью реализовать свои потенциальные возможности. В эпоху энеолита территория Украины стала ареной противодействия и взаимодействия трех мощных этнических потоков: носителей трипольской культуры, земледельческо-скотоводческих племен, которые пришли из Северо-западной Европы (культура шаровидных амфор), и многочисленных евразийских степных племен скотоводов (середнестоговская, ямная культуры). В современной исторической и народоведческой литературе существует утверждение, что трипольцы - прямые предки украинского народа. Однако, пытаясь в глубинах истории разглядеть лицо наших далеких предков, следует помнить: во-первых, информация о самых древних временах ограничена, фрагментарна и поэтому очень редко дает возможность прийти к однозначным категорическим выводам; во-вторых, древние археологические культуры, как правило, характеризуются этнической неопределенностью; в-третьих, в течение нескольких тысячелетий после упадка трипольской культуры к этногенезу украинцев в силу ряда причин были причастными немало других этнических образований от племен до целых народов, и поэтому, очевидно, стоит воздержаться от поспешного проведения прямой родсловной линии от трипольцев к украинцам. В то же время не подлежат никаким сомнениям утверждения о том, что отдельные элементы трипольской культуры (система ведения хозяйства, топография поселений, декоративная роспись домов, мотивы орнамента на керамике и др.) стали неотъемлемой частью современной украинской культуры. .
Бронзовый век. (II - I тыс. до н. э.). Век бронзы, который длился почти тысячу лет, отразился существенными изменениями в хозяйственной, политической и культурной жизни общества. Свое название он получил от искусственного металла - бронзы (сплав меди с оловом, свинцом, мышьяком или сурьмой). Первые бронзовые изделия, изготовленные на Кавказе и Балканах, начали распространяться на территории Украины уже в начале II тыс. до н. э. Постепенно в XV-IX вв. до н. э. было налажено местное производство: в Донецком бассейне сформировался центр металлургии, а в Карпатско-Дунайском регионе - металлообработки (всего археологами исследовано на территории нашей республики свыше 10 бронзолитейных мастерских). Изобретенный металл был более крепок, чем медь, имел меньшую температуру плавления, что значительно упростило технологию обработки (его можно было выплавлять в примитивных печах или на обычных очагах). Эти преимущества способствовали распространению и утверждению бронзы как основного материала для изготовления орудий труда, оружия, украшений. Однако полностью вытеснить медные и каменные изделия ей так и не удалось. В бронзовом веке существенно влияли на общественное развитие такие факторы: - изменение климатических условий (увеличение влажности); - повышение благодаря бронзе производительности орудий труда и боеспособности оружия; - активизация миграционных процессов. Именно под воздействием этих факторов углубляется специализация в хозяйственной жизни: на микроуровне это находит свое проявление в самостоятельном развитии металлургического производства, на макроуровне - завершается Первое большое разделение труда - скотоводство отделяется от земледелия. Специализация обусловила обособленность хозяйственного и культурного развития определенных сообществ людей (археологи насчитывают до 30 отдельных культур), способствовала повышению производительности труда, что стимулировало появление дополнительного продукта, а впоследствии - усиление межплеменных контактов (войны, торговля). В это время на территории современной Украины сформировались три этнокультурные зоны, которые существенно отличались типом ведения хозяйства, этническим составом населения и господствующими верованиями, - Степь (ямная, катакомбная, срубная археологические культуры), Лесостепь и Полесье (тшинецко-комаровска, белогрудовская, бондарихинская археологические культуры). На территории степной Украины доминировало скотоводство. В век бронзы преимущество предоставлялось приселищному типу скотоводства. Население степи знало и культуру земледелия. Нехватка земель, сложность ее обработки, жесткие климатические условия (почти ежегодные засухи и суховеи), вынуждали сосредоточивать основную часть посевов в заводях, что обеспечивало сравнительно высокую эффективность. Однако в конце II тыс. до н.э. роль земледелия в этом регионе предельно снизилась. Поскольку расширение площадей пахотных земель существенно уменьшило количество пастбищ, что повлекло упадок скотоводства. Кроме того, пахота пойменных земель нарушила биобаланс: начали мелеть реки, выгорать степи, немало земель стали непригодными для хозяйственного использования. В лесостепной зоне были самые благоприятные условия для земледелия. Самой распространенной стала подсечно-огневая модель возделывания земли, которая заключалась в вырубке и выжигании прилегающего к поселениям участка леса. Со временем в этом регионе появилось пахотное земледелие. Необходимость освоения глинистых и суглинистых подзолов, которые были очень плодородными, но чрезвычайно тяжелыми для возделывания, подтолкнула процесс развития орудий труда, обусловила появление именно в век бронзы рала. В Черниговской, Сумской и Запорожской областях археологами найдены остатки архаичных деревянных плугов. Найдены на некоторых поселениях, которые датируются бронзовым веком, кости волов, а также наскальные рисунки Каменной могилы подтверждают факт использования быков как тягловой силы. Основными орудиями труда для обработки земли в это время были мотыги. Среди тогдашних орудий труда своей формой и эффективностью особенно выделялись волынские серпы, которые в начале бронзового века изготовляли из кремня и кварцита, а с середины II тыс. до н. э. - из бронзы. Самыми распространенными культурами в лесостепных районах были ячмень, просо, овес, бобы. На Полесье сформировался другой тип ведения хозяйства. Длительное время бытовала мысль, что в этом регионе из-за неблагоприятных климатических условий, отсутствия значительного демографического потенциала, заболоченности (меньше трети всей площади Полесья - сухие, незаболоченные участки) вплоть до первых веков нашей эры не знало земледелия. Последние разведки археологов засвидетельствовали, что южное Полесье является одним из самых древних земледельческих районов на территории Украины. Согласно гипотезам, Припять для Полесья играла такую же роль, что Нил для Египта, то есть создавала благоприятные условия для примитивного земледелия: зерна пшеницы, полбы, ячменя, проса и льна, бросали в необработанную влажную почву, удобренную плодородным наносом. В бронзовом веке главной формой земледелия в этом регионе было подсечно-огневое. Пахотное земледелие, очевидно, не развивалось. В степях Северного Причерноморья и Надазовья разновекторные исторические процессы (миграции, войны, культурные влияния) были интенсивнее, что повлекло появление высокоразвитых культурных образований. Лесостепь и Полесье развивались медленнее из-за удаленности от ячеек мировой цивилизации, экстенсивное ведение хозяйства. Под воздействием радикальных изменений в ведении хозяйства в век бронзы состоялись кардинальные сдвиги в сфере общественных отношений: 1) заметно выросла роль мужчины в земледелии, скотоводстве, обмене, во всех областях общественной жизни, которая обусловила эволюционную замену матриархата патриархатом, утверждение ведения родословной, по отеческой линии; 2) благодаря росту производительности труда появился дополнительный продукт, который постепенно концентрировался в руках отдельных личностей, что повлекло сначала имущественную, а со временем и социальную дифференциацию общества; 3) из многосемейного общества выделилось малая семья ближайших кровных родственников (муж, жена, дети); 4) в процессе интеграции общества формировались союзы племен, что было предопределенно растущими масштабами производства и обмена, обострением внутриплеменных отношений на основе прогрессирующей имущественной дифференциации, потребностью защиты собственных территорий и материальных ценностей; 5) усложнялась общественная организация, создавались особенные органы руководства союзом племен, выделилось сословие воинов. Следовательно, бронзовый век в истории Украины был динамическим периодом. В общественной жизни состоялось несколько кардинальных сдвигов. Завершилось первое большое общественное разделение труда - выделение племен скотоводов из среды других; начинают формироваться этнические сообщества людей; имущественная и социальная дифференциация общества все заметнее влияла на исторический процесс.
Железный век. Открытие и распространение железа положили начало новой эре в истории человечества - железной. Интересно, что первые железные изделия имели космическое происхождение и были изготовлены из обломков метеоритов еще в III-II тыс. до н.э. в Египте и Мессопотамии (в частности, в гробнице Тутанхамона найдено несколько железных предметов, оправленных в золото). На территории Украины первые находки железных изделий датируются XI-IX вв. до н. э. Острота и прочность железных орудий труда и оружия кардинально повлияли на общественное развитие. Параллельно с повышением производительности труда и появлением значительного количества дополнительного продукта активно шел процесс усиления военного могущества. Поэтому за век железа оружие стало орудием труда, а война - ремеслом, которое предоставило динамику и драматизм развитию исторических событий. Переход к раннему железному веку на территории Украины и в соседних регионах был предопределен в значительной мере действием ряда факторов: резким изменением климата (в конце II тыс. до н. э. он стал чрезвычайно засушливым) - экологический кризис - миграция населения - разрыв старых экономических связей - дефицит привозной медной руды и бронзовых изделий - развитие местного железорудного производства. Благодаря появлению железа перед человечеством открываются новые перспективы, происходят коренные изменения в обществе - завершается разложение первобытнообщинного строя, активизируется процесс классообразования. Характерными признаками общественного развития этого периода были значительные миграции населения; усиление торговых связей; становление частной собственности; постепенная имущественная дифференциация общества; превращение семьи в хозяйственную единицу; вытеснение родовой общины территориальной; выделение иерархически структурированной военной элиты; образование организованных военно-политических объединений и союзов; зарождение государственности.
Киммерийцы. Первым этническим образованием на территории Украины, о котором осталось упоминание в письменных источниках, были киммерийцы (IX - первая половина VII ст. до н. э.). О "прославленных кобылодойцах" (так этот народ очень часто называли в древности) сообщает не только Гомер в "Одиссее", но и такие известные античные авторы, как Геродот, Калли-мах, Страбон. Ассирийские клинописные источники вспоминают об этом народе под именем "гамирра". Киммерийцы занимали значительную территорию между Днестром и Доном, а также Крымский и Таманский полуострова. Во время проникновения греков в Северное Причерноморье Керченский пролив называли Боспором Киммерийским. Хотя вопрос об этническом происхождении киммерийцев остается открытым, большинство ученых склоняются к тому, что они являются ветвью древнеиранского кочевого народа, генетически близкого к скифам. Ранние киммерийцы вели оседлый образ жизни и занимались как земледелием, так и скотоводством. В начале железного века они перешли к кочевому образу жизни, причиной чего послужило изменение климата, который стал сухим и жарким. Ранние киммерийцы жили в поселениях, расположенных вблизи воды, в больших полуземлянках площадью около 80 м?. Покойников обычно хоронили в более древних, и реже - в специально насыпных курганах. Железо входило в обиход киммерийцев медленно, в первую очередь для изготовления мечей и кинжалов. Участвовали в обмене с оседлыми земледельцами, иногда совершая военные набеги. Киммерийцы были первыми на территории Украины, кто перешел от оседлого к кочевому скотоводству, а также первыми, кто начал на этих землях выплавлять из болотной руды железо. Перспективная при новых климатических условиях кочевая форма ведения хозяйства и более совершенное, чем бронзовое, железное оружие дали возможность киммерийцам оставить свой след в истории. Для кочевого народа, который постоянно находится в движении, смыслом жизни является сохранение собственных скота, имущества, земли и овладение богатствами соседей. Воинственность племен скотоводов логично выплывает из самой природы кочевого скотоводства: они или обороняют свои пастбища, или завоевывают чужие. Киммерийцы не были исключением. Они осуществляли широкомасштабные походы в Малую Азию, где успешно воевали с Урарту, Ассириею, Лидией. Около VIII века до н. э. киммерийцы были изгнаны из своей родины перешедшими через Дон с востока сколотами-скифами и переселились во Фракию. Связи с фракийцами были обоюдосторонними, о чём свидетельствуют находки фракийских вещей в киммерийских могильниках, и наоборот. Во Фракии они соединились с трерами и в союзе с ними несколько десятков лет, в начале VII века до н. э., грабили Малую Азию. Они уничтожили Фригийское царство, угрожали существованию Лидийского: царь Лидии Гигес пал в битве с ними. С переходом к кочевому скотоводству у киммерийцев усиливается разложение общинного строя, возникает частная собственность, богатства концентрируются в руках у знатной верхушки. Социальное и имущественное разделение общества заметно по погребениям. Выделяется конная воинская аристократия. Общественный строй киммерийцев представлял собой, вероятнее всего, военную демократию. Киммерийские племена не были целостным объединением, а состояли из временных союзов и разрозненных племён со своими вождями. С ассирийцами киммерийцы столкнулись около 675 до н. э.; Асархаддон воевал с ними и называет их гимирраи. Они разрушили Магнезию на Меандре и осаждали Эфес, в котором поэт Каллин увещевал сограждан к мужественному им отпору. Преемники Гигеса продолжали войну с киммерийцами; Алиатт освободил от них Малую Азию до Галиса. В этих войнах киммерийцы были почти уничтожены. Часть их, как предполагают, соединилась со скифами, около 640 до н. э. напавшими на Переднюю Азию, разгромившими Ассирию и все страны до границ Египта. Контакты с этими передовыми для того времени странами способствовали государственно-созидательным процессам в киммерийском обществе. Однако, хотя киммерийцы и имели своих царей, образовать полноценное государство им так и не удалось. В VII ст. до н. э. мощная волна многочисленных, сплоченных и активных скифских племен вытеснила киммерийцев из Причерноморья, в результате чего Киммерия распалась. Часть киммерийцев или поселилась в Южном Причерноморье, или мигрировала на Ближний Восток, или же ассимилировалась скифами.
Скифы. Проникновение скифов на побережье Черного моря происходило несколькими волнами. Сначала они не только мирно уживались с киммерийцами, но и нередко становились их военными союзниками. Однако растущее давление соседних кочевых племен - массагетов - заставило скифов все активнее продвигаться на запад в глубь киммерийских земель. В VII ст. к н. е., вытеснив местный этнос из Поднепровья, скифы не останавливаются, а, преследуя киммерийцев, врываются в Переднюю Азию. Скифское нашествие докатилось вплоть до Сирии (дошло до того, что египетский фараон Псамметих I был вынужден откупиться от захватчиков щедрыми дарами). Скифы, захватив Мидию, образовали там государство Ишкуза, которое просуществовало 28 лет. Лишь после того, как мидийский царь Киаксар пригласил на пир скифских царей и, напоив их, перебил, скифские формирования, которые остались без своих лидеров, вынуждены были мигрировать в Северное Причерноморье. Вернувшись из Передней Азии в причерноморские степи, скифы покорили себе большинство местных жителей и во второй половине VII ст. до н. э. образовали политически консолидированное объединение племен - Большую Скифию, которая просуществовала к III ст. до н. э. Если верить Геродоту, то территория этого государственного образования была достаточно большой и имела форму равностороннего четырехугольника, который, прилегая к черноморскому побережью, располагался в междуречье Дуная и Дона. Все население Скифии разделялось на две больших группы: мигрирующие племена (скифы-кочевники, которые населяли степные районы к востоку от Днепра, и царские скифы, которые кочевали побережьем Азовского моря и степным Крымом) и оседлые племена (эллино-скіфы-каллипиди, которые жилы вблизи древнегреческого города Ольвии; скифы-земледельцы, сосредоточенные на Левобережье; скифы-орачи, которые располагались к западу от Днепра). Характерной чертой скифского общества была его неоднородность. По мнению некоторых ученых, мигрирующие племена имели иранское происхождение, а оседлые, с их традиционной хлебопашеской культурой, имели праславянское корни. Разными были и направления деятельности скифских племен: если для скифов-кочевников и царских скифов основным занятием были кочевое скотоводство и грабительские военные походы, то для скифов-пахарей - зерновое земледелие. Но больше всего неоднородность скифского общества оказывалась в социально-политической сфере: господствующее положение в стране принадлежало царским скифам, которые считали остальное население своими рабами. Общественные отношения в Скифии эволюционировали от патриархально-родовых к рабовладельческим. Кульминационным стал конец V в. до н. э. Именно в это время состоялось качественное изменение: под воздействием торгово-экономических, военных и политических отношений процесс классообразования вступил в завершающую фазу и патриархально-родовой скифский племенной союз превратился в рабовладельческое государство во главе с царем. В основе системы управления скифским обществом лежала не "восточная деспотия", а "варварская демократия". Власть царя не была абсолютной и ограничивалась советом скифских племен и народными собраниями всех воинов. Еще в начале VI в. до н. э. Скифия стала объектом агрессии со стороны персидского царя Дария. Противопоставив многочисленному персидскому войску военную хитрость, выучку и храбрость, скифы не только выстояли, но и заставили врага спасаться бегством. С того времени за скифами закрепилась слава непобедимых. Геродот восторженно писал: "Ни одному врагу, который нападет на их страну, они не дают спастись; и никто не сможет их догнать, если только сами они не допустят этого". Скифское войско было одним из самых сильных. Этому способствовали почти идеально приспособленная для войны структура общества (роды и племена во время военных походов становились воинскими подразделениями) и самое современное для того времени вооружение (большая часть арсенала их оружия - мечи, кинжалы, боевые топоры и тому подобное были изготовлены из железа, а скифский лук по дальнобойности, прицельности и убойной силой, не имел аналогов). Не последнюю роль в обеспечении высокой боеспособности скифского войска и воспитании у воинов ненависти к врагу играли жестокие варварские традиции; скифский воин пил кровь первого убитого им врага, снимал скальпы; каждый сотый пленный приносился в жертву богу войны; того, кто на поле боя собственноручно не убил ни одного врага, не допускали к праздничному столу. Наибольшего расцвета Скифия достигла в IV в. до н. э., во время правления царя Атея. Государство стало централизованным, была организована чеканка скифской монеты. Удачно началось скифское завоевание Балкан. Опираясь на союз с отцом Александра Македонского, Филиппом II, Атей разгромил Фракию и распространил свое влияние на задунайские земли. Но союз Скифии с Македонией оказался недолговременным, и в 339 г. до н. э. между этими государствами вспыхнула война, в которой погиб Атей, а скифы потерпели поражение. Пик военного могущества Скифии остался в прошлом. III в. до н. э. - период упадка скифского государства. Под мощными ударами соседних племен сарматов владения скифов значительно уменьшаются. Удержать им удалось лишь узкую полосу Нижнего Поднепровья и Степной Крым. Именно здесь и было образовано новое государство - Малая Скифия, столицей которой стал город Неаполь (вблизи современного Симферополя). Но даже изолированные узкими пределами Крымского полуострова, скифы обнаруживают военную активность и не сходят с исторической арены. Во II в. до н. э. наблюдался период подъема, когда Малая Скифия взяла под контроль Ольвию и вела успешную борьбу с греческими городами-государствами за влияние на всю территорию Тавриды. Как этническое и политическое образование, Малая Скифия прекращает свое существование лишь в начале III в. н. э. Скифы на основе синтеза собственных достижений и достижений тех народов, с которыми они воевали или же торговали, создали самобытную культуру. Самыми яркими ее проявлениями были царские курганы (Чертомлык, Куль-Оба, Солоха, Толстая Могила и др.) и "скифская триада" - скифский тип оружия, "звериный стиль" в изобразительном искусстве и специфическая сбруя верховых коней. Эти и другие элементы скифской культуры повлияли на формирование предславянской культуры. Некоторые из них дожили до нашего времени, в частности, корни отдельных скифских слов и до сих пор сохраняются в языках восточных славян: "спако" (собака), "голос", "топор".
Сарматы. В III в. до н.э. в поволжско-приуральских степях сформировался союз кочевых ираноязычных племен - сарматов, который опустошительным ураганом пронесся Приазовьем и Северным Причерноморьем, вытеснил скифов на Крымский полуостров. Хотя сарматам и не удалось преодолеть родоплеменную обособленность, консолидироваться в единый этнос и создать, подобно скифам, собственное полноценное государство, они активно действовали на исторической арене в течение шести столетий, оставив следы своей деятельности на огромной территории: в Западном Казахстане, Приуралье, Поволжье, Подоньи, Калмыкии, на Северном Кавказе, в Прикубаньи, в степях Украины, в Крыму, Румынии и Венгрии. Название "сарматы", или "савроматы", происходит от иранского слова "саоромант" и значит подпоясанный мечом. Это не самоназвание народа, а термин, введенный античными авторами. Одно из самых первых достоверных исторических свидетельств о сарматах находим в "Истории" Полибия (205- 123 гг. к н. е.). Плиний сообщает, что они "составляли одно племя, но разделенное на несколько народов с разными названиями". Воинственные и агрессивные племена сарматов продвигались в западном направлении несколькими волнами. Их возглавляли в разное время разные племенные объединения. Царские сарматы и языги были лидерами первой волны, которая прокатилась по междуречью Днепра и Днестра во II в. до н. э. и дошла вплоть до Дуная. Именно в то время, как отмечает Плиний, "имя скифов везде вытесняется именами сарматов и германцев". Появление во II в. до н.э. в степях Поволжья и Приуралья нового мощного племенного объединения, во главе которого стали роксоланы, подготовила новую волну экспансии сарматов. Закрепившись в степях Левобережья, роксоланы сначала осуществляют походы на Таврический полуостров. В I в. н. э. мечи сарматов доставали добычу уже в римской провинции Мезии. Третья волна активности сарматов связана с аланским союзом племен, который образовался в I в. н. э. Для аланов характерными были широкомасштабные военные действия. По свидетельству Тацита и Иосифа Флавия, они осуществляли успешные нападения на Мидию, Малую Азию, Крым, Закавказье. В 372 г. аланы были разбиты гуннами, что привело к потере сарматами господствующего положения в причерноморских степях. Благодаря Великому переселению народов аланы не только проникают на Британские острова, в Галлию и Испанию, но и переправляются морем в Северную Африку. Остатки этого племенного союза сарматов в VI-IX вв. отходят в предгорье Кавказа и впоследствии вливается в Хозарский каганат. Общество сарматов находилось на переходном этапе от родоплеменных отношений к раннеклассовым, но завершить этот переход созданием собственного государства сарматам так и не удалось. Особенностью общественного строя сарматов было существование пережитков матриархата. Античные авторы достаточно часто называют сарматов "гюнайкократуменами" - управляемые женщинами. В древних источниках есть упоминания о царицах сарматок - Томирис, Амагу и др. В целом женщины этого народа отличались воинственным характером, ездили верхом, владели оружием, наравне с мужчинами ходили в походы, не вступали в брак пока не убьют первого врага, то есть своим поведением напоминали мифических амазонок. По легенде, пересказанной Геродотом, сарматы происходят именно от амазонок и скифов. Культура сарматов генетически была близка скифской, но не превзошла ее достижений. В то же время по военному делу сарматы существенно опередили не только скифов, но и другие народы. Удар конницы (катафрактариев) сарматов, одетой в железные панцири, вооруженной длинными копьями и мечами, которая атаковала врага сомкнутым клином, по свидетельству Тацита, не могло выдержать ни одного войска. Со временем модель сарматской тяжеловооруженной конницы в результате Великого переселения народов попала в Европу и существенно повлияла на формирование средневекового рыцарства.
Античные города-государства Северного Причерноморья. VIII - конец VI в. до н. э. - это период Великой греческой колонизации, одним из направлений которой было освоение Северного Причерноморья. Некоторые специалисты (Н. Кравченко, И. Черняков) считают, что "колонизация" не совсем удачный термин, поскольку он не точно отображает суть и характер процесса проникновения эллинов на побережье Черного моря. По их мнению, целесообразнее называть это явление "переселением", а "колонии" - греческим словом "опойкий", которое означает "переселенное поселение". "Великая греческая колонизация" была грандиозной акцией, которая существенно повлияла на мировое развитие. Если в XI-IX вв. до н. э. миграции греков происходили в пределах Эгейского моря, то в следующие три столетия эллины расселились на гигантской территории, освоив все Средиземноморское побережье от Пиренейского полуострова, вплоть до Египта и Сирии, и построив свои города на берегах Черного моря. Выискивая причины эллинской миграции, ученые сформулировали несколько теорий, которые условно можно разделить на: 1) демографическую - демографический взрыв, который состоялся в это время, обусловил перенаселение в материковой Греции, и поэтому избыток населения вынужден был мигрировать; 2) аграрную - недостаток земли в метрополии толкал к освоению новых территорий; 3) торговую - колонизация - это побочный продукт торговой экспансии; 4) сырьевую - в новых землях греки искали не рынки сбыта, а в первую очередь продукты и источники сырья, которых не хватало в Греции: зерно, метали, строительный лес и тому подобное; 5) военную - к миграции греков вынуждала агрессия лидийцив и персов. 6) социальную - нестихающая социальная борьба между отдельными слоями греческого населения принуждала тех, кто испытал поражение, мигрировать; 7) этническую - этноплеменной состав полисов материковой Греции не был однородным, межэтнические трения толкали многих к поискам новых земель. Родоначальниками греческих городов-государств в Северном Причерноморье были в первую очередь выходцы из Милета и Гераклеи Понтийской, хотя определенную роль сыграли и переселенцы из Эфеса, Колофона, Теоса и других городов. Во второй половине VII в. до н. э. на острове Березань греки учредили город Борисфениду - первое эллинское поселение в этом регионе. За ним появились Ольвия, Тира, Пантикапей, Херсонес, Феодосия, Фанагория и другие города, что дало основание современнику "Великой греческой колонизации" Платону утверждать, что греки обсели Черное море, "как лягушки пруд". Основными ячейками античной цивилизации в Причерноморье стали районы Днепро-бугского и Днестровского лиманов, Юго-западный Крым, Керченский и Таманский полуострова. Эллины-колонисты привезли с собой на новые земли традиционную для Древней Греции форму социально-экономической и политической организации общества - полис. Полисная модель общественного строя органически совмещала город (как центр политической жизни, ремесла, торговли и культуры) и хору (прилегающую сельскохозяйственную округу). Такая структура давала возможность городу-государству быть самостоятельной, самодостаточной, жизнеспособной единицей. Греческие полисы по своему политическому строю были, как правило, рабовладельческими республиками, которые имели свою законодательную (народные собрания), исполнительную (коллегии и магистраты) и судебную власть. "Полноправные граждане" полисов, за исключением рабов, иностранцев и женщин, пользовались широкими правами. В зависимости от доминирующей политической силы рабовладельческие республики были до I в. до н. э. аристократическими, как Ольвия, или демократическими, как Херсонес. Однако колонизационная волна принесла в Северное Причерноморье не только республиканскую форму правления. В 480 г. до н. э. на Керченском и Таманскому полуостровах под воздействием монархических традиций Персии возникает Боспорске царство. Правящая династия Археанактидов объединила в одно большое античное рабовладельческое государство города Пантикапей, Фанагорию, Гермонассу и др. Почти тысячелетнюю историю ячеек античной цивилизации в Северном Причерноморье разделяют на два периода. I. Греческий период (вторая половина VII - середина I в. до н. э.). Характерными чертами этого периода были возникновение и становление городов-государств и Боспорского царства; тесные связи с материковой Грецией; преобладание в жизни колонистов эллинистических традиций и обычаев; стабильность развития колоний; активная урбанизация (регулярное планирование городских кварталов, построение монументальных сооружений, оборонных стен, возвышение роли городов); организация чеканки монет; превращение колоний в центры посреднической торговли, которые связывали Элладу с варварским миром; относительно мирное сосуществование (особенно на начальной стадии этого периода) с населением приморской зоны. II. Римский период (середина I ст. до н. э. - IV в. н. е.). Войны понтийского царя Митридата VI Евпатора против Рима (89-63 гг. к н. есть.) стали поворотным моментом в жизни городов-государств Северного Причерноморья. Начинается прогрессирующая потеря полисами политической независимости. Основными тенденциями и характерными признаками этого периода были нестабильность военно-политической ситуации; постепенная переориентация государств Северного Причерноморья на Римскую империю, вхождение Тиры, Ольвии и Херсонеса в состав римской провинции Нижней Мезии; варваризация населения полисов; натурализация хозяйства; непрерывные агрессивные вторжения кочевых племен; упадок городов-государств. Варварская экспансия, которая двумя волнами прошлась черноморским побережьем (готов в III в. и гуннов в IV в.), нанесла смертельный удар греческим полисам. Большинство городов-государств сошли с исторической арены, уцелели лишь Пантикапей и Херсонес, которые со временем попали под власть Византийской империи. Тысячелетняя история античной цивилизации в Северном Причерноморье имела чрезвычайно серьезные последствия. Во-первых, в ходе колонизации на местную почву был перенесен демократический полисный уклад, что способствовало становлению государственно-созидательной традиции на территории современной Украины. Во-вторых, греческие переселенцы не только передали местному населению прогрессивные технологии земледелия и ремесла, но и активно вовлекли его в товарно-денежные отношения. В-третьих, возникновение античных городов-государств обусловило развертывание процесса урбанизации Причерноморья. В-четвертых, разносторонние контакты местных племен с колонистами способствовали распространению опыта и достижений передовой на то время античной культуры. В своей совокупности все эти процессы не только заметно ускорили темпы исторического развития населения Крыма, Поднестровья, Побужья и Поднепровья, но и на длительное время определили южный вектор цивилизационной ориентации, что в дальнейшем способствовало тесным контактам Киевской Руси и наследницы греческой культуры, прежней эллинской колонии, - Византии.
  • 06
  • 09
  • 10
  • 11
  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 15
  • 07
  • 08
  • 12
  • 14
  • 15
  • 01
  • avtoportret khudozhnika
  • chi daleko do afriki
  • kholodniy dush istorii
  • mariya bashkirtseva
  • petro yatsik
  • poet iz pekla
  • prigodi kozaka mikoli
  • privatna sprava
  • ukrainski metsenati
  • 25poetiv

Хто зараз на сайті

На сайті 104 гостей та відсутні користувачі

Відкритий лист