Інститут Україніки

Головне меню

Карта проїзду

 


Оптимальна скорость лінії Internet для просмотра відео: 1024 kb/sec Якщо параметри лінії нижче, то початок відтворення відеозапису станеться через декілька хвилин після запуску.

Да будет благословенна память о тебе!..

Наша община понесла тяжелую утрату. На Святой Земле Израиля, не дожив и до 60 лет, трагически погиб старейший, глубоко уважаемый член Днепропетровской еврейской религиозной общины Аркадий Леонидович (Арон бен Лейзер) Шмист.
Трудно представить и осознать, что он никогда больше не войдет в молельный зал «Золотой Розы», что, увидев нахмуренного человека, не сможет больше подарить ему свою добрую улыбку и сказать пару ободряющих слов.
От нас ушел врач, поэт, еврейский мечтатель и философ, большой знаток и ценитель еврейской старины... Он нес с собой свет идишкайта и сам был его воплощением. Горько сознавать, но без него мы остаемся на распутье. Вот что значит утрата этого человека.
Будучи далеко не старым, он был старейшим прихожанином синагоги. В суровые годы преследования иудаизма и запретов на посещение Б-гослужений пятнадцатилетний Аркадий Шмист перелазил через заборы соседних дворов, чтобы занять свое место рядом со стариками в синагоге.
Будучи врачом, он знал цену человеческой жизни и помогал нуждающимся и больным единоверцам, когда этого еще не делал почти никто.
Будучи ценителем старины и еврейской культуры, он свозил в свой тесный дворик предметы еврейского быта и мечтал о создании музея.
Аркадий Леонидович знал все улицы города, где когда-либо жили евреи. Он без запинки называл места, где когда-то располагались забытые синагоги Екатеринослава. Он знал, где находятся все захоронения евреев, расстрелянных фашистами.
Аркадий Шмист первым добился у городских властей установки мемориальной доски на здании универмага, откуда в 1941 году начался марш смерти еврейских стариков, детей и женщин. И он же через 50 лет после трагедии провел по обратному маршруту, от парка Гагарина к универмагу, своих современников, назвав этот марш «От смерти к жизни»...
Он очень много сделал, но еще больше - не успел.
Вот почему горечь утраты будет постоянно сжимать наши сердца.
Да будет благословенна память о тебе, дорогой Аркадий Леонидович!

Правление Днепропетровской еврейской религиозной общины

Аркадий Леонидович Шмист

Праздничные дни Песаха 5766 года были омрачены для нас известием о трагической гибели Аркадия Леонидовича Шмиста - человека, с именем которого связана вся современная история Днепропетровской еврейской общины.
В мае ему исполнилось бы только 60 лет. Выпускник Днепропетровского медицинского института, Аркадий Шмист работал в различных медицинских учреждениях города, в том числе в кардиологической бригаде «Скорой помощи». Продолжительное время он был руководителем комплексной научной медико-спортивной группы спорткомплекса «Метеор». Вернувшись в родной институт, работал старшим научным сотрудником в центральной лаборатории.
Первым в городе он начал писать о еврейских проблемах, - первая его статья появилась в «Днепре вечернем» еще в 1972 году. Затем последовали публикации и в других изданиях, в том числе в Израиле. В принципе, все его интересы, - а это зодчество, журналистика, поэзия, лингвистика, мемориальная пропаганда, просветительство и многое, многое другое, - были подчинены единой цели: утверждению паритета иудаики в современном мире.
Главные из спроектированных или созданных им скульптур («Дорога святых», «Колодец сорока стенаний» и др.) неизменно связаны с памятью жертв Холокоста. Организуя ежегодные митинги на месте расстрела днепропетровских евреев в Ботаническом саду, он будил эту память и в живых. Более того: запечатлел ее в камне, создав Менору Памяти, 12 граней и 12 свечей которой символизируют 12 колен Израилевых. Венчает Менору магендовид из колючей проволоки, надломленный так же, как жизнь 6 миллионов невинных жертв.
В связи с этим возрожденным траурным ритуалом Аркадий Леонидович сам написал молитву памяти павших. И мы читаем ее наравне с древнейшими молитвами иудеев.
Видимо, он сильнее большинства из нас чувствовал сопричастность ко всему, что происходило в Израиле. Ничем другим нельзя объяснить тот факт, что Аркадий Леонидович, по свидетельству израильской газеты «Вести», первым в мире перевел с иврита на украинский язык песню «Золотой Иерусалим». Именно в украинском варианте иерусалимский кантор Аврум Прессман исполнил ее на фестивале еврейской музыки в Днепропетровске в начале 90-х годов. Логическим продолжением этого уникального явления стал сборник праздничных песен на украинском и еврейском языках для учеников младших классов. Были здесь, кстати, и авторские песни самого А. Л. Шмиста.
К концу 80-х годов его вниманием прочно овладевает вопрос о возрождении городской еврейской общины. Вот как он описывал первые шаги на этом поприще:
«Люди, собиравшиеся в синагоге, не принадлежали ни к одному из конфессиональных направлений иудаизма. Это были просто евреи - бывшие сионисты, атеисты, опомнившиеся комсомольцы, истинно верующие, любопытствующие. Объединяли всех одна кровь, одна любовь к своей истории и дефицит общения.
На должность председателя религиозной общины я предложил реб. Г. Короля - человека добрейшей души и большой справедливости. Я помнил его родителей - постоянных прихожан синагоги - и знал, что он свободно ориентировался во многих сложных галахических проблемах.
Выделялся и молодой инженер, красавец Виктор Рабкин - единственный из молодежи, кто ежедневно надевал в синагоге тфилин и открыто заявлял о любви в Б-гу. В конце 80-х он собрал небольшой нелегальный кружок изучавших Тору и иврит, куда вошли Виктор Гуткин, Александр Заманский, Борис Ерухимович. Позже к ним присоединились Семен Лурье, Юрий Ступникер, Александр Фридкис, Анатолий Меллер, Евгения Карпова, Лиля Брам, Дина Фишер и многие другие. Весной 1989-го рискнул присоединиться к этой группе и я. Жена моя и раньше ходила в синагогу, я же работал в институте и боялся, что это может мне помешать.
Идиш в синагоге преподавал добрейший человек Абрам Кисин. Затем началось преподавание иврита. Все время я настаивал на организации светского еврейского общества, объясняя это тем, что большая часть евреев, увы, в синагогу не пойдет. Безусловный лидер - Виктор Меерович Рабкин, который был прирожденным организатором, отказывался от этого, так как другого пути к еврейству, кроме как через синагогу, он не признавал. Спорили мы долго. Не получив поддержки, я отправился оформлять документы сам. Это послужило последним аргументом в мою пользу. В. Рабкин всячески меня поддержал на собрании оргкомитета, предложил избрать меня председателем правления организации, которую мы назвали на идиш «Рахмим ун Еруше», а потом перевели на иврит - «Тарбут вэрахамим» («Культура и милосердие»).
После учредительной конференции я позаботился об организации концерта еврейской музыки. Для этого собрал в ноябре 1989 года в помещении клуба «Мрия» на пр. Кирова евреев-деятелей культуры. Основу составил оркестр Украинского драматического Театра им. Т.Г. Шевченко под управлением Наума Нусбаума. 17 декабря 1989 года на учредительное собрание в помещении Театра им. Т.Г. Шевченко пришло столько евреев, что камню негде было бы упасть, если бы кто-то решился его в нас бросить. Директор театра боялся, что рухнет балкон. Весь зал пел «Гевейну шалом алейхем» и «Ломир Алем Инейнэм».
Состоялось выступление днепропетровского еврейского профессионального эстрадного коллектива, позднее получившего название Днепропетровский еврейский театр «Алевай!» (художественный руководитель А. Шмист, дирижер Н. Нусбаум, хормейстер И. Недзвецкий).
На протяжении еще нескольких лет Днепропетровский областной еврейский центр «Культура и милосердие» был единственной официальной светской еврейской организацией края, созданной за послевоенные годы.
Вскоре прошел слух о готовящемся еврейском погроме. В ответ я предложил организовать массовое празднование Пурима в помещении цирка. Разрешение было получено в обкоме партии. Пришло 2500 человек, среди гостей был мэр города Валерий Павлович Пустовойтенко. Такое, чтобы городской голова поздравил евреев с праздником, случилось после октябрьского переворота впервые...»
Читая воспоминания
А. Л. Шмиста, можно легко восстановить дальнейшую последовательность событий, связанных с деятельностью общества «Культура и милосердие». В декабре 1989 года начался сбор средств на строительство миквы во дворе синагоги на ул. Коцюбинского, 7. Специальная служба помощи оказывала бесплатную поддержку тем, кто отъезжал в Израиль. Тем, кто оставался в городе, особенно больным, немощным и одиноким, созданная социальная служба помогала на дому.
Много сил было отдано организации спортивного общества «Маккаби» и проведению в Днепропетровске его Всесоюзного фестиваля. В помещении старого цирка на ул. Шмидта тогда собрались гости со всего Союза. Перед ними выступали популярные коллективы спортсменов и артистов из СССР и Израиля. А вскоре делегация Маккаби СССР была впервые приглашена в Израиль. В ее состав вошло 39 человек во главе с вновь избранным директором Маккаби по образованию и культуре А. Л. Шмистом.
В то упоительное время подъема и надежд Аркадию Леонидовичу довелось преподавать для первых учеников будущей государственной еврейской школы историю евреев, географию Израиля и читать ученикам Тору. Он же настоял на необходимости пригласить в школу раввина как духовного наставника молодежи и сам, первым, преподавал предмет по еврейским традициям и обычаям.
Очень многое из того, что сейчас мы воспринимаем как данность, А. Л. Шмист создавал первым. Первый за всю историю еврейства Украины флаг общины. Первая еврейская библиотека. Первый летний, а потом и зимний школьный лагерь «Ган Исраэль». Первая детская благотворительная организация «Рахамим». Первая, высотой в 10 метров, Ханукия, установленная в центре Днепропетровска. В первом номере газеты «Алевай!» впервые выступил с обращением к днепропетровским евреям молодой раввин Ш. Каминецкий...
Все это было безумно сложно, трудно, на нервах. Чего стоило одно только подписание акта о возврате здания бывшей Хоральной синагоги нашей религиозной общине! Еще большие усилия, еще более долгие годы потребовались на создание и установку памятника жертвам Холокоста в Ботаническом саду. Но ничто не могло остановить человеческого, религиозного, гражданского рвения Аркадия Леонидовича. Ничто не могло быть препятствием на пути воплощения его преданности еврейскому народу. Вместе со своими соратниками - главным раввином города Шмуэлем Каминецким, Григорием Натановичем Королем, Александром Абрамовичем Фридкисом и другими он отдал делу активизации еврейской жизни все, что умел и знал.
Городской голова Иван Иванович Куличенко, выступая в декабре 2001 года в Хоральной синагоге «Золотая Роза», отметил значительный вклад еврейской общины в развитие города и вручил лидерам общины памятные медали, отчеканенные к 225-летию Днепропетровска. Директор института прикладного иудаизма (именно так называлось одно из последних основанных им учреждений) Аркадий Шмист удостоился этой награды вместе с основателем и президентом Всемирной еврейской организации помощи и утешения р. Э. Авцоном, духовным лидером еврейской общины города и области р. Ш. Каминецким, членом президиума Попечительского совета общины Ю. Киперманом и управляющим делами еврейской религиозной общины А. Фридкисом.
У Аркадия Леонидовича были большие творческие планы. Но смерть не пощадила ничего. Уверен, что многое им задуманное рано или поздно осуществится. Подвижническая жизнь Аркадия Леонидовича Шмиста всегда будет нам примером служения обществу.
Олов ха шалом! Мир праху твоему, дорогой друг!

Александр БЫСТРЯКОВ

Скорбим...

Члены Днепропетровского городского Совета евреев-инвалидов ВОВ и участников боевых действий глубоко скорбят в связи с трагической гибелью талантливого историка, исследователя жизни еврейской общины, архитектора и писателя, композитора и певца, просто хорошего еврея - Аркадия Шмиста. Как много он сделал и как еще много мечтал сделать...
Вместе со всеми членами общины мы выражаем глубокое соболезнование родным, близким и всем, кто знал этого человека.

От имени городского Совета евреев - инвалидов ВОВ
и участников боевых действий
Савелий БАСС

  • 06
  • 09
  • 10
  • 11
  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 15
  • 07
  • 08
  • 12
  • 14
  • 15
  • 01
  • avtoportret khudozhnika
  • chi daleko do afriki
  • kholodniy dush istorii
  • mariya bashkirtseva
  • petro yatsik
  • poet iz pekla
  • prigodi kozaka mikoli
  • privatna sprava
  • ukrainski metsenati
  • 25poetiv

Хто зараз на сайті

На сайті 46 гостей та відсутні користувачі

Відкритий лист