Інститут Україніки

Головне меню

Карта проїзду

 

Оптимальна скорость лінії Internet для просмотра відео: 1024 kb/sec Якщо параметри лінії нижче, то початок відтворення відеозапису станеться через декілька хвилин після запуску.

Стенограма запису Ковальової Ірини Федорівни.

    

     

Інтерв’юер:

- Ирина Фёдоровна, скажите, пожалуйста, ваше мнение по поводу истории формирования города Днепропетровска.

        

Ковальова Ірина Федорівна:

- Это дежурный вопрос почти всех наших телевыступлений. Дело в том, что проблема сложения каждого города – это проблема длительного исторического существования поселений на этом месте. Для нашего города такими, предшествовавшими его официальному основанию, поселениями были, конечно, поселения казачьи, запорожских казаков, которые были достаточно густо сосредоточены именно на территории нынешнего Днепропетровска. Начнём с того, что на правом берегу это всем известная слобода Половица XVIII века начало, а корни её уходят в ещё более раннее время. Это ранние поселения на месте такой слободы, я бы сказала, Екатеринославской – Мандрыковки. И, конечно, это Новые Кайдаки или Новый Кодак как его ещё иногда называют, который был в период, предшествовавший официальному основанию Екатеринослава, и административным, и торговым, и духовным, конфессиальным центром для всей нашей территории. А на левом берегу мы имеем ещё более ранние памятники, которые абсолютно достоверно сегодня относятся ещё к XVI веку. Мы имеем для них датировку где-то в пределах 1520-х – 1540-х годов. Это знаменитая казачья Самарь или Старая Самарь, как её позже стали называть, которая находится рядом с посёлком Шевченко на левом берегу. Посёлок этот хорошо известен. Расположенная рядом с ним Старая Самарь известна меньше, но все краеведы хорошо знают Богородицкую крепость, которая была здесь сооружена в самом конце XVII века по распоряжению русского правительства, это конец 80-х годов XVII века. И Богородицкая крепость как бы накрыла Самарь, в силу чего довольно часто мы забываем об этом уникальном, совершенно замечательном памятнике.

           

Что касается официального, так сказать, дня нашего рождения. Как вы знаете, оно обычно связывается с чем? С изданием официального указа Екатерины ІІ о том, что при слободе Половица надлежит быть губернскому городу Екатеринославу. И такового здесь и было начато строительство. Теперь, мне представляется, мы должны решить чему мы отдаём предпочтение. Или времени предшествующему возникновению города, то есть времени реального его существования, но без, так сказать, официального указа. Или для нас основным является, как мы часто говорим, бумага, то есть тот указ, который и определяет время возникновения Екатеринослава. Ну, и если говорить о моём личном мнении, я полагаю, что ни один из населённых пунктов не должен отрекаться от своего прошлого. И если говорить, скажем, о европейских городах, европейских столицах, ведь никто не уменьшал никогда время существования германских поселений на месте нынешнего Берлина. Если говорить о Франции, то во времена ещё Наполеона ІІІ, то есть достаточно далёкие… это 80-е годы прошлого… даже ранее 50-е годы позапрошлого века. Здесь не только никто не пытался вести летоисчисление Парижа от первой официальной бумаги, его утверждавшей. Но император Наполеон ІІІ, он вменил в обязанность представителям археологической науки искать истоки города. И они были обнаружены где-то в галльской древности, в очень далёких, даже предшествующих средневековью временах. Поэтому было бы, по-моему, разумно, конечно, поступить так, как поступили для нашей с вами столицы. Ведь возраст Киева определяется порядка 1500, а по одной из работ уважаемого академика Толочко – 2000-летним периодом. Было ли 2000 лет тому назад какое-то официальное положение об основании этого города? Конечно, не было. На Киевских высотах существовали раннеславянские поселения. Они были разрознены. На Старокиевской горе, на Подоле отдельное поселение и т.д. И изучая их, специалисты археологи и историки пришли к выводу, что вот данное место, этот географический пункт в силу своего исключительно выгодного положения должен был вырасти как будущий крупный городской центр.

         

Что мы имеем для Екатеринослава-Днепропетровского? Возьмём Новый Кодак хотя бы. Мы знаем о том, что здесь находились не только административные, то есть управленческие структуры, которые соответствуют нашему представлению о городе, но здесь была развита и торговля. Здесь была великолепно организованная, буквально в цехи, которые объединяли ремесленников по определённым профессиям, цеховая организация. Здесь были торжища. Не небольшие рынки, а, действительно, крупные ярмарки, которые собирали у себя огромное количество приезжавших людей.

         

Теперь возьмём Самарь, которой я занимаюсь очень много лет, и которой сегодня мы посвятили очень, на мой взгляд, интересную книгу. Я хотела бы, чтобы наши зрители её тоже увидели. Это каталог того, что мы нашли во время археологических раскопок, и что говорит об исключительном значении этого населённого пункта. Обратите внимание. Это крупнейшая вообще сейчас в Украине коллекция нательных крестов или как мы их называем ещё «тельников» жителей этого большого поселения. А почему их здесь так много? Не только потому, что это было многолюдное поселение, но тут было прекрасно организованное ювелирное производство, которое снабжало подобными изделиями не только Самарь, но… вот ещё одно. И хочу вам показать монеты. Посмотрите, какое многообразие монет. Они ведут своё начало от XV века. То есть, они предшествуют даже первому официальному упоминанию о Самари. О чём говорят эти монеты? О том, что здесь был крупнейший перевалочный пункт торговый. Здесь был крупнейший на Самари перевоз через эту реку. Все грузовые потоки, шедшие через Правобережную Украину, проходили через Самарь, то есть форсировался Днепр по старой преправе, которая была где-то в районе от Мандрыковки на Старую Игрень. В этом районе. А потом через перевоз, который был на Самари (он функционировал очень долго), проходили эти все товарные пути. Мы располагаем, судя по находкам здесь, торговыми пломбами, которые приходили к нам, а они сопровождали грузы. Торговые пломбы из Англии у нас есть, из Швеции у нас есть, из Германии у нас есть, из Польши очень много и России. Российских тут тоже достаточно много.

       

Ну, вот вещи бытовые. Сейчас я покажу вам. Вот украшения жителей этой Самари, которые носились очень широко и мужчинами и женщинами. Это была зажиточное большое поселение с хорошо организованным бытом, с очень чётко отработанной структурой охраны, воинской службы и так далее. То есть, я полагаю, что, конечно, отрекаясь от своего казачьего прошлого, мы делаем непростительную ошибку. Поэтому мне представляется, что нам следует признать, что официальное утверждение Екатеринослава происходит в XVIII веке, а существование этого города начинается много раньше. Когда-то один из моих коллег как-то так иронично сказал: - Не будем же мы считать, что он возник в каменном веке! Хотя на Монастырском острове у нас, действительно, есть находки ископаемого человека, возраст которого определяется почти в миллион лет. Допустим, мы откажемся от того, чтобы обращаться к каменному веку. Но отрицать и игнорировать существование запорожских памятников на нашей территории я считаю совершенно недопустимым.

         

Что вы ещё хотели у меня спросить?

     

Інтерв’юер:

- Скажите, пожалуйста, что вы можете сказать по поводу зарождения инфраструктуры Екатеринослава как целого единства? Как государства? Как уже устройства?

         

Ковальова Ірина Федорівна:

- Вы понимаете, это не совсем моя тема. Дело в том, что мы сегодня стоим на пороге выхода в свет очень интересной книги, авторами которой являются мои коллеги-историки и архитекторы. Я имею в виду книгу, которая подготовлена тремя авторами, я не буду называть имён и отчеств ради экономии времени. Это прежде всего историк Репан, это архитектор Харлан и это краевед и пламенный любитель истории нашего города, это Старостин. Вот эта книга. Я её усиленно рекомендую. Как только она появится в продаже, то её следует иметь каждому днепропетровчанину, мне так кажется. Вот здесь очень детально рассматриваются все эти особенности слияния, преобразования и так далее. Я – археолог. И как археолог занимаюсь исследованиями того, что нам сохранил архив Земли. Не письменные архивы, которые во многом часто бывает и утрачены в какой-то степени, и разрознены, и не всегда объективны. А Земля – это архив, который хранит всё. И часто она нам не говорит хорошим был тот человек или дурным, который оставил какую-то свою находку. Но вещь говорит сама за себя. Так вот, на основании археологического материала, я полагаю, что у нашего города была особая природно-экологическая среда, которая диктовала необходимость объединения вот этих разрозненных поселений в единое целое. Мы ведь расположены у начала знаменитых Днепровских Порогов. Мы живём с вами в так называемом Предпорожье. Мы с вами расположены там, где Днепр вступает в эту вот область кристаллических древних пород. Кстати, наши Пороги – это остатки самого древнего хребта, который был когда-либо на территории Юго-Восточной Европы. И должна сказать, что особый менталитет в какой-то степени «степного рыцарства», а казаки, безусловно, были степными рыцарями, он обусловлен был условиями среды обитания. Они жили всегда на рубеже. В районе стыка двух цивилизаций: кочевой цивилизации, которую представляли прежде всего печенеги, затем половцы, языги и так далее, а позже и татары (имею в виду не крымскую, а именно степную часть Золотой Орды). Естественно, что эта территория рождала людей, как я полагаю, их правильно назвать «человека пограничья». Бесшабашного, смелого, отчаянного. Безусловно любящего свой край, достаточно суровый и ,требовавший от него больших усилий, чтоб тут выжить. Вот то, что я могу сказать.

      

Інтерв’юер:

- Ирина Фёдоровна, большое спасибо за интервью. Нам очень понравилось ваше мнение. То есть мы надеемся, что в дальнейшем мы будем сотрудничать и развивать нашу общую тему.

      

Ковальова Ірина Федорівна:

- Я с удовольствием увижу вас летом на раскопках Богородицкой крепости. Это действительно исключительно интересно. Это большой памятник, который даёт уникальные материалы.

           

… Михаил Фёдорович о самой церкви, увы, нет. И в результате того, что мы делали, мы вышли на фундамент этой церкви. Она оказалась разобранной…

Есть погребения особенно важных лиц, деятелей этой Самари. И комендантов крепости, и офицеров, высших офицеров. Приезжайте, покажем всё.

Знаете, вот если б летом вы могли работать… По старым местам Днепровских порогов. Это же чудо. Скажем, остров Перун… Есть пещера. В эту пещеру мы можем, конечно, проникнуть туда из-под воды, ныряя, поскольку сейчас она затоплена. У нас много интересного, чего никто не знает. А на Богородице много жетонов товарных…

Я вам скажу, торговля – это одна из самых таких прогрессивных областей хозяйственных. Вот это товарные пломбы. А это жетончики.

  • 06
  • 09
  • 10
  • 11
  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 15
  • 07
  • 08
  • 12
  • 14
  • 15
  • 01
  • avtoportret khudozhnika
  • chi daleko do afriki
  • kholodniy dush istorii
  • mariya bashkirtseva
  • petro yatsik
  • poet iz pekla
  • prigodi kozaka mikoli
  • privatna sprava
  • ukrainski metsenati
  • 25poetiv

Хто зараз на сайті

На сайті 136 гостей та відсутні користувачі

Відкритий лист