Інститут Україніки

Головне меню

Карта проїзду

 

Хочу предупредить: какие бы споры ни вызывали даты основания четырех известных ныне временных предшественников современного города Балты: селений Палиево Озеро и Юзефграда (замка с прилегающим местечком) – на левом  берегу Кодымы; и селений Фокшаны, а также «турецкой» Балты, - возведенных в свое время на татарско-турецком правобережье Кодымы, и какие бы аргументы при этом ни выдвигались.

 

Исторической, объективной правдой остается тот факт, что пока что мы не  обладаем неоспоримыми свидетельствами, которые позволили бы с абсолютной точностью  – исходя из международных традиций и канонов ЮНЕСКО, – по письменным, документальным источникам определить  даты основания этих селении. Чтобы потом, по дате основания самого древнего из них, - назвать год основания современного города Балты! Поэтому любая попытка точного, до года, датирования возраста Балты является всего лишь более или менее приемлемой версией, которая, по воле историков, перерастает в традицию. Но именно по такому принципу определены даты основания сотен городов.

                          

Сразу же хочу обратить внимание исследователей и краеведов на одну очень важную деталь: никогда не следует смешивать историю края той местности, на которой возник тот или иной город, с… историей самого города!

                      

А в некоторых исследованиях это, к сожалении, наблюдается. Деление здесь, на первый взгляд, условное, но очень принципиальное.

                     

Дело в том, что история любого населенного пункта, в том числе и современного города Балты, должна охватывать только то временное пространство, которое определено датой создания самого города или того первопоселения, из которого этот город вырос. В то время как история края и данной, занимаемой городом местности, должна вбирать в себя всю охваченную, освещенную историко-археологической наукой древность этой территории.

                      

Обычно ученые не акцентируют внимание на этом историко-познавательном нюансе. А зря, поскольку непонимание или невосприятие этого принципа дает возможность некоторым исследователям заводить в тупик любую полемику, связанную с датированием зарождения того или иного города. Скажем, при определении возраста Одессы были попытки ссылаться на то, что, дескать, на территории, занимаемой нынешним городом, археологи обнаружили стоянки первобытных людей, остатки каких-то более поздних археологических культур, свидетельствующих о том, что на месте города когда-то располагались стоянки и поселения представителей разных племен, народов и рас. Так, давайте, предлагают некоторые радетели старины, исчислять возраст города от возраста первой такой стоянки!

                          

Несомненно, все эти археологические культуры являются частицей истории данной территории. Но по общепринятой в цивилизованном мире традиции, их древностью не может определять древность города, возникшего со временем на тех землях, на которых они некогда располагались. Тем более что с точностью до года датировать их возраст все равно не удастся, да и «разорвана связь времен»,  невозможно доказать непрерывность и преемственность развития данного города от стоянки и поселения - до современного полиса. Скажем, на примере Балты это выглядит таким образом… Впрочем к этой теме мы обратимся чуть позже.

                

Прежде всего, немного теории...

                         

Исходя из международно-признанных канонов и традиций, датой основания любого населенного пункта, от хутора до мегаполиса, у всех народов и во всем мире считается документально, летописно, литературно или легендарно подтвержденная дата появления на том месте первой постройки - скажем, дома первого поселенца; заезжего двора, или поставленной у дороги часовни; появления хутора какого-то земледельца;  поселения  каких-либо переселенцев или беженцев, а то и создания  постоянного военного лагеря, например, лагеря  одного из римских легионов…

                    

При этом не имеет значения, сколько раз изменялось название данного населенного пункта, кто и как его расстраивал. Как не имеет значения и то, были ли на территории данного населенного пункта в свое время возведены укрепленный замок или крепость, или их вообще не было. Поскольку, по общепринятым мировым канонам, которых придерживается ЮНЕСКО, дата основания укрепленного замка (бурга), или крепости, может считаться датой основания данного города (поселения) только в том случае, если они возводяться на незаселенной территории, и поселение возникает уже у стен данного замка (крепости).

                      

Если же из какого-либо  старинного письменного источника известно, что укрепленный замок или крепость возводились на территории существовавшего там селения, то дата появления этого укрепления должна считаться всего лишь… датой появления  данного укрепления, а никак не датой основания самого селения, и того города, в который данное селение, путем естественной градостроительной еволюции, переросло!

                     

И если известен основатель на месте данного поселения укрепленного замка, то он является всего лишь…основателем данного замка. И не более того! И никто не давал права нашим историкам и краеведам объявлять его… основателем данного поселения, а то и основателем того города, в который это поселение после появления замка или крепости переросло.

                     

Поэтому если кто-то из историков, касающихся истории возникновения современного города Балты, попытается доказывать мне, что основателем Балты является князь Юзеф Любомирский, поскольку он, дескать, построил в селении  Палиево Озеро укрепленный замок, названный Юзефградом, от которого и поселок стал называться Юзефградом... То я вынужден буду задать ему простой, как доска моего письменного стола, вопрос: «А если бы князь Юзеф Любомирский не сподобился построить этот замок? Если бы в истории Балты  не существовало этого замка, как не существует подобных замков в истории многих тысяч других украинских, да и вообще, европейских селений, ставших ныне городами, тогда что, точки отсчета истории Балты вообще не существовало бы?!».

                       

Хотя любому школьнику должно быть понятно: строил ли кто-либо в селении Палиево Озеро замок, или не строил его; переименовывал он это селение в Юзефград (а затем в Еленск и Балту), или не переименовывал… В любом случае  история современной Балты должна брать свое начало не от момента появления замка, а от момента появления самого селения – в данном случае, Палиевого Озера, - в котором этот замок был воздвигнут. И которое первым из существовавших на данной территори селений  письменно упомянуто в исторических источниках.

                         

Что же касается даты основания Балты, то определить ее мы сможем, углубившись в историю ее первопоселения – местечка Палиево Озеро. Причем подчеркиваю, что речь идет об определении года (а не столетия) основания этого поселения, а значит и самой Балты.

                             

Наиболее достоверным источником, проливающим хоть какой-то свет на происхождение поселения Палиевое Озеро, является статья М. Карачкивского «Материалы к истории городов на Подолье в конце ХVIII столетия», опубликованная в IV томе «Историко-географического сборника», изданного к 1931 году в Киеве. Исходя из сведений, собранных в конце ХVIII столетия у местных жителей, автор статьи утверждает, что селение Палиево Озеро основано было в З0-е годы ХVII столетия, по распоряжению князя Любомирского.

                       

Ну, было ли оно основано  по распоряжению именно князя Любиморского, или, может быть, какого-то иного магната, или же возникло стихийно - это вопрос, хотя и любопытный, но требующий отдельного рассмотрения. А вот то, что названы 30-е годы  ХVII столетия – для нас существенно. Поскольку, придерживаясь  традиции первого письменного упоминания, ориентировочно можем назвать 1639 год как год основания Палиевого Озера. Точно так же 1639 год мы можем считать и годом основания современного города Балты.

                                                    

Стоп, почему именно 1639? Да потому, что он вбирает в себя все годы, принадлежащие к 30-м годам, и исключает полемику относительно того, в каком именно из 30-х годов происходило  основание данного селения. В то же время понятно, что селение обычно закладывается в течение нескольких лет. Именно такой методики датирования придерживаются все современные исследователи истории городов и именно на ней основано.

                                

Благодаря этому же исследованию, мы также узнаем, что название свое селение получило, исходя из   существовавшего на речке Кодыме озера с одноименным названием – Палиево Озеро. И что само озеро, в свою очередь, названо было по фамилии украинского казака Палия, который держал здесь шалаш и пивоварню. «В сем местечке, - сообщает М. Карачкивский,- прежде находящегося, которое Палиовым названное от имени одного казака, шалашами с двора пивоварницкими подле сего озера над речкою прежде обитавшего, называемого Палием».

                                   

Сразу же хочу обратить внимание краеведов на то, что в те времена «шалашами» (а точнее, по-украински, «куренями») назывались не шалаши (курени) в нашем представлении, а дома-мазанки. Кстати, именно так эти строения назывались на Сечи; так их до сих пор называют этнические украинцы-казаки, проживающие на Кубани и Дону. Это же исследование объясняет, почему селение было названо Палиевым Озером, И это очень важно, поскольку в последующие годы появилось много публикаций, в которых совершенно необоснованно утверждалось, что Палиевым это озеро, а затем и селение, были названы в честь казачьего атамана, фастовского (белоцерковского) полковника Семена Палия(1640-1710).

                                

И еще немаловажный факт: из этих же «Материалов…» М. Карачкивского стало известно, что осадчим (то есть старостой, управителем) селения был еврей Додис Шмулиович. Само появление имени осадчего укрепляет доверие к информации о времени основания Палиевого Озера. И в то же время объясняет, почему вскоре значительную часть населения стали составлять евреи.

                                                              

При определении возраста Палиевого Озера вполне обоснованно  ссылаются и на церковное издание «Подольские епархиальные ведомости», в которых, в сборнике за 1899 год, утверждается, что уже в середине ХVII столетия на месте Балты существовало селение, принадлежащее  князям Любомирским. Это издание действительно авторитетное, поскольку оно основывается на данных церковных епархий, а вся летопись тех времен велась в основном церковниками.

                           

Именно из церковных регистрационных книг мы узнаем о датах и истории появления сотен населенных пунктов Украины,  выясняем даты рождения и смерти многих тысяч  ее деятелей. Но если в этом сборнике утверждается, что в середине ХVII столетия селение уже существовало, то косвенно это подтверждает тезис о том, что создано оно было еще в З0-е годы этого столетия. Следовательно,  мы опять можем вернуться к определенной мною дате основания  Палиевого Озера, а значит, и Балты – 1639 год!

                                                     

Однако нельзя не обратить внимания и на то, что еще в 1904 году, в шестом номере сборника «Киевская старина», появилась «историческая заметка»: «Г. Балта (Подольской губернии)», в которой говорится, что селение Палиево Озеро было основано запорожскими казаками в конце ХVII столетия. А уже в начале ХVIII столетия территория современной левобережной части Балты стала собственностью польского князя Иосифа Любомирского, по распоряжению которого и была построена  крепость, а точнее, крепостной замок.

                              

Хочу обратить внимание исследователей на одну деталь: автор данной заметки по существу фиксирует факт более или менее массового переселения в район Палиевого Озера выходцев из земель Запорожской Сечи. Однако традиции подобных переселений свидетельствуют, что, как правило, переселенцы прибывают на уже обжитую кем-то территорию: на казачий зимовник, на крестьянский хутор, в небольшое селение. Подобные переселения запорожских казаков и властями Сечи, и властями Польши (чем меньше казаков будет оставаться на Сечи, тем лучше) активно поощрялись, поскольку позволяли расширять влияние Сечи, создавать новые очаги казачьей вольницы и антипольского (антитатарского, антитурецкого или антироссийского) бунтарства.

                                           

Поэтому, на мой взгляд, данная заметка не исключает того факта, что созданное в 1639 году селение Палиево Озеро приняло в конце ХVII столетия  волну запорожских переселенцев, которые дали новый импульс развитию, возможно, к тому времени уже вымирающего селения. Посмотрите, сколько в наше время в Украине существует сел, от которых осталось одно название; даже на современных картах, на которые они пока что нанесены, указывается, что они не заселены. И любая новая волна переселенцев может считать себя основателями данного села, поскольку будет заселять его с ноля.

                                          

В первом издании этой книги я допускал, что селение Палиево Озеро могло быть основано еще в ХVI столетии. При этом я исходил из того, что в  конце ХVI столетия польские владения уже охватывали левобережье Кодымы.  До этого, в ХIV-ХV столетиях, территория Кодымщины принадлежала литовскским правителям. Причем замечу, что границ, в нашем, современном, толковании этого слова, в те временена не существовало. Так что гипотетически первый хутор на месте Балты мог быть заложен еще и в ХVI столетии, вот только письменных доказательств этого мы не имеем.

                                     

Но следует согласиться с автором книжного очерка П. Стряпкина «Балта» (Одесса,1968), который писал: «В конце ХVI столетия значительную часть Украины захватила Польша. Территория нынешнего Балтского и ряда соседних районов на левом берегу Кодымы попала под владение польских магнатов Конецпольских. Во второй половине ХVII столетия часть земель Конецпольских перешла в руки княжеского рода Любомирских. Правобережные кодымские земли, как и раньше, принадлежали Турции и ее вассалу – Крымскому ханству. Таким образом, речка Кодыма (на севере) и Ягорлык (на западе) стали естественными границами между двумя захватническими феодальными державами - Турцией и Польшей».

                                    

В 2000 году появилось интересное исследование Сергея Таранца «Старообрядчество Подолии». Так вот, анализируя очерк П. Стряпкина, этот исследователь говорит: «Что касается Палиева Озера, он (П. Стряпкин – Б.С.) относит его к третьей четверти ХVII столетия, и связывает его наименование с именем известного казачьего военачальника Семена Палия. Однако нам трудно согласиться с приведенной этим автором датой сооружения князем Юзефом Любомирским крепости Юзефград, 1690-1695гг., потому что эти территории вновь были включены в состав Польши, собственно, возвращены польским магнатам только в 1699 г.».

                            

Но здесь следует кое-что  уточнить. В данной работе 1699 год назван  только потому, что в январе этого года был заключен Карловицкий (Карловацкий, по названию городка Карловца - историческая область Славония в современной Хорватии) договор.  А появился он в результате поражения Турции в битве под Веной (1683), а также общего поражения в ее войне с  членами «Священной лиги», в составе России, Польши, Австрии и Венеции.

                                            

В первом издании этой книги я, подпадая под  влияние предшественников, тоже «оглядывался» на эту дату. Но, как выяснилось,  Карловицкий договор  «включал» левобережье Кодымы в состав Польши и  «возвращал» ей эту территорию только формально. Статьями этого договора Стамбул лишь официально отказывался от претензий на данные земли, которые к тому времени уже прочно удерживались польскими войсками и, в частности магнатами Конецпольскими, имевшими собственные охранные отряды - надворных казаков (надворной милиции). Кстати, напомню, что в 1632-1646 года, то есть в годы предполагаемого основания Палиевого Озера, Станислав Конецпольский (1591- 1647)  являлся коронным гетьманом, то есть главнокомандующим войсками Польши, что позволяло ему активно использовать воинские части для защиты своих собственных владений, расположенных как раз на территории украинской Брацлавщины.

                                                                    

Кто-то может возразить мне, что, мол, существовали условия Бучацкого польско-турецкого договора. Да, действительно, если рассматривать период польской колонизации Подолии хронологически, то отодвинуть на какое-то время свою границу с Подольского воеводства  поляков вынуждал очень невыгодный, унизительный для них польско-турецкий Бучацкий мирный договор, заключенный 18 октября 1672 года в Бучаче (городок на Тернопольщине), которым было юридически закреплено поражение Польши в первом периоде войны (1672-1676) с Османской империей.

                                         

Однако в вопросах, касающихся турецкого присутствия на  Кодымском порубежье в это период, ссылаться на Бучацкий договор может лишь человек, не знающий всех нюансов тогдашней военно-политической ситуации. Дело в том, что в 1672 году под юрисдикцию Турции отошло только Подольское воеводство. А Брацлавское, в состав  которого входили  Палиево Озеро и все Кодымское левобережье, по-прежнему формально относилось к Речи Посполитой. Почему только формально? Да потому, что в  реальной действительности оно находилось под контролем войск украинского Гетманата. Как раз  в это время на политической арене  края возникла фигура известного украинского гетьмана Петра Дорошенко (1627-1698), выступавшего союзником турок в борьбе против поляков.

                                         

Воспользовавшись Бучацкими переговорами, Дорошенко провозгласил на территории Брацлавского  и южной части Киевского воеводств Гетманскую Украинскую державу под протекторатом Турции. Причем турки вывели свои войска из этой территории. Но поскольку в 1673 году польский сейм отказался ратифицировать Бучацкий  договор, то спонтанные боевые действия между турками и поляками возобновились, и продолжались - правда, почти никак не затрагивая Кодымского порубежья - до 1676 года.

                                    

В октябре этого года, в местечке Журавном (теперь – Жидачивского района Львовской обл.), был заключен Журавненский мирный договор, по которому почти все подольские земли отошли к Турции. Однако и этот договор польский сейм не ратифицировал, поэтому вялые военные действия вновь возобновились.  Кстати, в этом же году Петро Дорошенко передал свою булаву гетману Ивану Самойловичу (г.р. неизв.- умер в 1690).

                               

В 1683 году началась новая турецко-польская война, продлившаяся до 1699 года. Однако боевые действия ее велись на территории Австрии, союзницами которой выступили Польша и Россия. К тому же, в этот период Турция провела еще две изнурительные: в 1678 и 1689 годах -  Крымские, а в 1695-1696 годах - Азовскую, войны. В итоге, как мы уже знаем,  в 1699 году Кодымское левобережье, которое с 1683 года  и так уже было под фактическим военным контролем Польши, официально перешло под ее юрисдикцию.

                                        

То есть Турция отказывалась от претензий на эту территорию, оставляя под своим покровительством  правый берег Кодымы, находившийся под юрисдикцией вассального Крымского ханства, а еще точнее, его Едисанской орды.

                                      

Следовательно, еще задолго до заключения этого договора здесь хозяйничали поляки, которые считали данные земли исконно польскими, поэтому позволяли себе строить здесь все, что им заблагорассудится. При этом  польские магнаты, во что бы то ни стало,  стремились увековечить свое присутствие на Кодымском порубежье созданием крепостей и новых населенных пунктов, возведением дворцов и костелов.

                            

Мало того, доподлинно известно, что в 60-80-е годы ХVII столетия, то есть в годы, предшестовавшие Карловицкому договору, Кодымское порубежье активно заселялось беженцами из различных регионов Украины, в том числе казаками, беглыми крестьянами и переселенцами-мещанами. Иное дело, что до заключения этого договора ни польские магнаты, ни сами новопоселенцы  не имели никаких гарантий того, что татары, сами, или вместе с турками, в любой день не нападут на их порубежные селения.

                                    

В пользу того, что первое поселение   могло появиться в районе нынешней Балты еще в  30-х годах ХVII столетия, свидетельствует и тот факт, что уже в это время польские магнаты принялись укреплять южные границы своих владений. Отыщите на карте село Конецполь, которое находится несколько восточнее Балты, на той же Кодыме, при впадении ее в Южный Буг. Так вот, крепость на этом месте великий коронный гетман Речи Посполитой Станислав Конецпольский соорудил еще в 1634 году, то есть как раз в те самые 30-е годы ХVII столетия.

                                  

А Кодымское порубежье действительно нуждалось в том, чтобы его заселяли и надежно защищали. Достаточно вспомнить мощное нападение татарско-ногайской орды 1666 года, когда ордынцы дошли до самого Меджибожа. Не менее губительные  нападения происходили в 1667, 1668 и в 1671 годах. И еще одно обстоятельство: в начале ХVIII столетия, то есть сразу же после заключения Карловицкого договора,  принадлежавшее ранее известному польскому полководцу и магнату Станиславу Конецпольскому (1591-1647) Палиево Озеро было продано его наследниками  князю Юзефу Любомирскому.

                                     

Кстати, в «Статистическом отчете» за 1910 год, который сохраняется в Одесском  областном архиве, при изложении истории Балты, подаются сведения,  над которыми следует поразмышлять. Цитирую: «Первые сведения о Балте датируются концом ХVІІ и началом ХVІІІ ст. В то время князь Иосиф Любомирский выстроил на левой стороне берега реки Кодымы укрепленный замок «Юзефград», который запорожцы называли «Палиево Озеро».

                             

Обратите внимание: в этом  статистическом отчете утверждается, что Юзефград и Палиево Озеро – это не разные населенные пункты, то есть речь идет не о том, что Юзефград сооружен на месте Палиевого Озера. А что имеем два разных названия – польское и украинское – одного и того же городка. На мой взгляд, это нужно истолковывать так, что название «Юзефград» приживалась довольно трудно, и казаки, все украинцы города и края, продолжали называть его по старому названию населенного пункта, который там существовал, – «Палиево Озеро».

                          

В Балте уже есть традиция празднования Дня города. Ее следует сохранить, однако датой основания следует считать 1639 год, что позволит уже в следующем, 2009 году, отметить – 370-летний юбилей значительно постаревшего города Балты. При этом мы можем намекать, что, предположительно, первопоселенцы города могли появиться еще в ХVI веке, и, если случится чудо и обнаружатся документы с более или менее точным годичным датированием, то мы, конечно же, с радостью «состарим» город еще на несколько десятилетий. История городов знает множество таких примеров. А пока…

                                            

Напомню, что до сих пор основание города совершенно необоснованно датировалось сентябрем 1797 года, исходя из Указа императора Павла І о присоединении Балты к Еленску, и наименовании этого укрупненного населенного пункта Балтой. Хотя совершенно очевидно, что 1797 – это всего лишь год объединения и переименования города, но никак не год его основания! Нужно совершенно не уважать свой город, его историю и международные традиции, чтобы отсчитывать возраст Балты от 1797 года, то есть отмечать в нынешнем году всего лишь его 211-летие. На самом же деле у нас есть все предпосылки  считать годом основания 1639 год, и отмечать в нынешнем году  369-ю, а в следующем, 2009 году, в октябре, – юбилейное 370-летие города, увеличив, таким образом, возраст нашей благословенной богом Балты на 158 лет!

                               

Так что с приближающимся 370-летием города, балтяне!

                           

                           

Богдан Сушинский, академик.

  
  • 06
  • 09
  • 10
  • 11
  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 15
  • 07
  • 08
  • 12
  • 14
  • 15
  • 01
  • avtoportret khudozhnika
  • chi daleko do afriki
  • kholodniy dush istorii
  • mariya bashkirtseva
  • petro yatsik
  • poet iz pekla
  • prigodi kozaka mikoli
  • privatna sprava
  • ukrainski metsenati
  • 25poetiv

Хто зараз на сайті

На сайті один гість та відсутні користувачі

Відкритий лист